Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Звук [ж]"

Разделы: Логопедия


Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). На занятиях по формированию правильного звукопроизношения у детей с ФФНР (конспект прилагается) дети учатся правильно произносить звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполняют звуковой анализ и синтез слогов, слов, упражняются в употреблении лексико-грамматических категорий языка, составляют предложения. Особенностью данной работы является то, что она проводится с опорой на имеющееся зрение и с использованием всех сохранных анализаторов: слухового, речедвигательного, тактильного. В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты, а также частично компенсировать последствия зрительной патологии.

Цель занятия: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить  навык правильной артикуляции звука [ж] с  включением  всех анализаторов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, слуховое внимание и память, зрительное восприятие, мышление, интонационную сторону речи, межполушарные связи, совершенствовать навыки проведения  звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений, через опору на вспомогательные  средства, упражнять в словообразовании, развивать координацию, ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитание активности, творческой инициативы, желания говорить красиво и правильно.

Оборудование: фланелеграф, картинки-символы, индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков, предметные и сюжетные картинки, звуко-слоговые схемы слов, наборы цветных полосок для составления схемы предложения, мяч, тетради, карандаши, ТСО (магнитофон).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Катя подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован круг. Наташа подойдет к стульчику,  на спинке которого нарисован треугольник.

Дети занимают свои места.

2. Отгадывание загадки

Логопед:

Это кто такой  садовник?   
Полил  вишню  и крыжовник,
Полил  сливу и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
И польет нам  огород!

Дети: Дождик.

Логопед: Назовите третий звук в слове. Показывает схему слова дождик.

Дети: Звук [ж].

Логопед: Кто издает такой звук?

Дети: Жук.

3. Сообщение цели занятия

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие  со звуком [ж]. Будем учиться правильно его произносить.

На фланелеграфе логопед прикрепляет картинку-символ: изображение жука

4. Уточнение правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов. Характеристика звука

Логопед: Возьмите зеркала. Прижмите правую ладошку к горлышку. Произносим вместе звук [ж]. По одному. Скажите, в каком положении губы?

Дети: Окошечком.

Логопед: В каком положении зубы?

Дети: Сближены.

Логопед: В каком положении язык? Поднимает кисть руки «чашечкой».

Дети: Чашечкой.

Логопед: Касается ли кончик языка потолочка?

Дети: Нет.

Логопед: Поднесите ладошку ко рту, произносим звук [ж]. Какой воздух выходит теплый или холодный?

Дети: Теплый.

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж].

Дети: Звук [ж] – согласный, звонкий, твердый.

Логопед: Почему звонкий?

Дети: Работает голосок.

Логопед: Выберите мне схему артикуляции звука [ж]. Объясните свой выбор.

На фланелеграфе – профили артикуляции трех разных звуков, выполненные из бархатной бумаги. Дети обводят их руками и выбирают соответствующую схему.

5. Игра «Чуткое ушко»

Логопед: Сейчас мы узнаем у кого из вас самое чуткое ушко? Я буду называть слова, вы вставайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Слова: жалко, поземка, кружево, дедушка, заноза, мороженое, пушок, порошок, слушать, дружба, макушка, этажи.

6. Подвижное  упражнение «Слоговые дорожки»

На полу – «дорожка» из трех цветных квадратов.

Логопед: Хотите побегать по слоговым дорожкам? Запоминайте слоги: жа-жо-жу.

Ребенок идет по «дорожке» и повторяет цепочку слогов.

Логопед: Поставь  третий слог первым, а первый третьим. Какая получится дорожка?

Ребенок: Получится жу-жо-жа.

Логопед: Что общего в этих слогах?

Ребенок: Звук [ж].

Логопед: Чем отличаются?

Дети: Гласными звуками.

7. Произношение звука [ж] в словах

Игра: «Из нескольких слов – одно»

Логопед на фланелеграфе показывает перевернутые изображения предметов.

Логопед: Сегодня мы будем учиться составлять одно слово из нескольких слов. Назовите предметы на картинках.

Дети: Жираф, утка, кот.

Логопед: Произнесите первый звук в каждом слове.

Дети: Звуки [ж], [у], [к].

Логопед: Соедините звуки [ж], [у], [к]. Какое слово получится?.

Дети: Жук.

Логопед: Назовите следующие предметы на картинках.

Дети: Жакет – аист – радуга – арбуз.

Логопед: Произнесите первый звук в каждом слове.

Дети: Звуки [ж], [а], [р], [а].

Логопед: Соедините звуки [ж], [а], [р], [а]. Какое слово получится?

Дети: Жара.

Далее работа проводится над следующим рядом слов: желуди – автобус – бочка – автомобиль (жаба); утюг – жилет – ананас – тапочки – антенна (ужата).

Логопед: Припомните и назовите все слова, которые вы составили.

Дети: Жук, жара, жаба, ужата.

Логопед: Назовите одинаковый звук в словах. Подберите звуко-слоговую схему к слову жаба. Почему эту схему?

Дети: В этом слове два слога, а слово состоит из четырех звуков.

Логопед: Какой по счету звук  [ж] в слове?

Дети: Звук [ж] по счету первый.

Далее дети подбирают звуко-слоговые схемы к остальным словам.

8. Зрительная гимнастика

Логопед: Теперь пусть ваши глазки отдохнут. Проведем зрительную гимнастику. Вам надо внимательно следить глазами за полетом жука.

Логопед перемещает картинку-символ по фланелеграфу: вверх, вниз, по центру, налево, направо.

9. Произношение звука [ж] в словосочетаниях

Игра: «Составь слово»

Логопед: Вы, наверное, обратили внимание, сколько новых домов построено в нашем городе. Дом, в котором один этаж – какой?

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором два этажа – какой?

Дети: Двухэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором много этажей – какой?

Дети: Многоэтажный дом.

Игра с мячом: «Посчитай правильно»

Логопед: Я предлагаю вам посчитать одноэтажные дома. Встаньте в круг. Один…

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Два…

Дети: Одноэтажных дома.

Логопед: Пять…

Дети: Одноэтажных домов.

10. Произношение звука [ж] в предложениях.

Логопед: Давайте и мы представим себя строителями. Только строить мы будем не дома, а мостик из предложений. У каждого на столе картинка. Составьте по ней предложение. Повторите предложение с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией. Дети составляют предложения по картинкам.

Логопед: Назовите сколько слов в предложении. В каком слове  слышится звук [ж]. Составьте схему предложения. Разделите слова на слоги. Звук [ж] поставьте в слог на свое место.

Дети составляют схему предложения и проводят его  анализ.

11. Игра «Медвежата» (на релаксацию)

Логопед: Я предлагаю вам превратиться в маленьких медвежат, которые готовятся к зимней спячке. Сейчас вы услышите прекрасную музыку (П. Чайковский «Сладкие грезы») под которую медвежата засыпают. Но как только запоет жаворонок («Песня  жаворонка») вы проснетесь. После отдыха логопед предлагает медвежатам снова превратиться в детей.

12. Работа в тетрадях

Логопед: Вы знаете, как зовут детенышей у медведицы. А как зовут детенышей у ежихи?

Дети: Ежата.

Логопед:

Сейчас мы с вами выучим чистоговорку.

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.

Дети проговаривают чистоговорку в умеренном темпе и одновременно двумя руками обводят контурное изображение ежа в тетради.

13. Итоги

Логопед: Наше путешествие со звуком [ж] закончилось. Чему мы научились?

Дети: Мы научились правильно произносить звук [ж]

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж]

Дети: Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед оценивает работу каждого ребенка на занятии.

Литература:

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие.  – М.: ТЦ «Сфера» 2007.
2. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)  – М.: Изд- во «Экзамен», 2003г.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: Просвещение, 1990.
4. Шаховская С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. – Москва, 1992.