Цели:
- Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре, закрепить знание овощей.
- Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Оборудование: географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Острового, музыка С. Туликова).
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны?
(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России.
Примерный рассказ: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы.
Воспитатель: Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)
Воспитатель: Наш народ сочинял красивые песни, хороводы.
Физкультминутка «Рязанский хоровод»
Входит коробейник (ребенок с коробом товаров).
Коробейник: Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!
(Дети берут изделия народно-прикладного искусства)
Воспитатель: Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках...)
Воспитатель: У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
(Предположения детей)
Воспитатель: Традиция – слово не
русское, а латинское и в переводе оно означает
передача, т.е. традиция – это то, что передается
от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Например, почти во всех
семьях отмечают дни рождения членов семьи,
поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового
года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием
на горках...
А еще есть традиции связанные с приготовлением
разных блюд – традиционная национальная кухня.
Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России?
Дети: овощи, пшеницу, рожь, фрукты...
Воспитатель: В нашей стране очень
много национальных блюд готовят из муки,
например: блины, каравай, расстегай ...
(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать
их с детьми)
Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)
Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука
согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой
помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“Наливаем
молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие
движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение
рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин
двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие
движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение
рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“С трудом
наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие
движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение
рук)
Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
Воспитатель: Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша?»
(Из манки – манная, из пшена – пшенная...)
Итог занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях. Традиций у русского народа очень много. С какой поговоркой мы познакомились? (Повторить ее) Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.