Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста. "Лебедь – сказочная птица"

Разделы: Работа с дошкольниками


Птицы поднимаются
Выше облаков.
Птицы – это звуки
Садов, полей, лесов.
Птицы – это красота!
Любить должны
Мы их всегда!
В природе птицы
Так важны,
Ведь очень все
Они нужны!

Цели и задачи:

  • Воспитать у детей уважение и интерес  к музыкальным шедеврам, которые не стареют  вот уже несколько веков.
  • Обратить внимание детей на произведения, созданные на основе сказочных сюжетов.
  • Использовать приобретенные знания для создания своего художественного произведения, применяя  разные художественные приемы и природный материал.

Предварительная работа.

Знакомство с литературными произведениями: Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок», Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…» и либретто балета Чайковского П.И. «Лебединое озеро».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит отрывок из произведения К. Сен-Санса «Лебедь».

Музыкальный руководитель: Вы услышали пьесу К. Сен-Санса «Лебедь». Как прозвучала эта мелодия?

Дети: Музыка нежная, плавная, как будто лебедь плывет?

Музыкальный руководитель: Да, музыка рассказывает нам о гордом, неторопливо плывущем, скользящем по воде, лебеде. Его изображает красиво благородно звучащий струнный музыкальный инструмент – виолончель, а волны, блики, переливы и всплески воды замечательно передает фортепиано.
Наверное, вы уже догадались, что речь у нас пойдет об этой гордой и красивой птице. Не только композиторы, но и художники, и поэты изображали лебедя в своих произведениях. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: В сказке «Гадкий утёнок» рассказывается о птенце, которого никто не любил, все птицы гнали от себя, пока он был маленьким и некрасивым. Но прошло время, и он превратился в прекрасного лебедя и его никто не узнал.

Музыкальный руководитель: В самом деле, вылупившийся птенец мало чем напоминал гордую птицу. Теперь послушаем ещё один музыкальный фрагмент.

(Звучит тема прекрасной Царевны-Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова).

– Вы услышали отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова, а кто из поэтов написал эту сказку?

Дети: А.С.Пушкин.

Музыкальный руководитель: Давайте немного поговорим о музыке. Похожа ли эта музыка на первый отрывок?

Дети: И похожа, и нет. Похожа тем, что звучит плавно, торжественно, красиво, нежно. Непохожа тем, что её исполняет целый оркестр. «Лебедь» Сен-Санса – это небольшое произведение, а «Сказка о царе Салтане» – опера, большое музыкальное произведение, где все артисты поют.

Музыкальный руководитель: Всё правильно. Молодцы! (показывает иллюстрацию). А вот так изобразил Царевну-Лебедь художник Михаил Врубель.
«...Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы, ... Вечная сила добра», – так говорили об этой картине, увидев её впервые. Давайте еще раз вернемся  к музыкальному изображению этой сказочной птицы. (Звучит второй фрагмент).
– Мы с вами уже много раз слушали музыку великого русского композитора  Пётра Ильича Чайковского. (Демонстрация портрета).
– Послушайте внимательно, может быть, вы узнаете знакомые отрывки из его музыки и вспомните название произведения.

(Используются отрывки из знакомого детям «Детского альбома»)

– Это произведения, которые композитор написал специально для детей. Но есть у Петра Ильича и музыка, которую он сочинил для взрослых – это оперы и симфонии, а вот балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок, любят и понимают и взрослые, и дети.  – Самый известный из них –  балет «Лебединое озеро».  Но что же такое балет?

Дети: Это когда танцуют, а не поют и не говорят, и все понятно, потому что яркие нарядные костюмы, красивые танцы, балерины танцуют на пальчиках.

Музыкальный руководитель: Да, ребята, это музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют, как например, вот эти маленькие лебеди.

(Исполняется «Танец маленьких лебедей»)

– Это один из самых знаменитых отрывков балета. В танце участвуют четыре девушки. Музыка здесь лёгкая, запоминающаяся. А сейчас мы услышим самую главную тему балета – тему прекрасных лебедей. Она звучит несколько раз и легко запоминается. (Прослушивание). Какое настроение передаёт эта музыка?

Дети: Она тихая, грустная, нежная, плавная, изображает плывущих по озеру лебедей.

Музыкальный руководитель: Очень хорошо! А следующий отрывок покажется вам
знакомым, мы раньше слышали его отдельно. Это «Неаполитанская песенка». В балете ее исполняет труба.  (Прослушивание).

Музыкальный руководитель: Путешествие по сказкам, где главным героем была удивительная и прекрасная птица – лебедь закончилось. На занятии по изобразительной деятельности я прошу вас нарисовать или изобразить другими средствами эту птицу.
Не оставили без внимания красоту этой птицы и современные авторы. Заканчивая наше занятие, я предлагаю послушать песню в исполнении Е. Мартынова «Над землёй летели лебеди». 

(Звучит запись).

У природы – живые краски,
И пусть живёт она без опаски.
Пусть живут звери и птицы,
Пусть человека никто не боится!