Урок русского языка в 4-м классе. Программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Морфология. Морфологический разбор имени существительного"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с новой наукой, которая изучает части речи   (морфология);
  • научить работать по схеме морфологического разбора;
  • развивать логическое мышление, речь, внимание, умение самостоятельно делать выводы.
  • воспитывать позитивное отношения к урокам русского языка.

Оборудование: у учащихся на партах   карточки со слова различных частей речи, схема морфологического разбора.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок.
Всё ль на месте, всё в порядке
Ручка, книжка и тетрадь
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!

2.Минутка чистописания

– Откройте тетрадки, напишите число и классная работа. А теперь, посмотрите, правильно ли написаны слоги на доске. Какие ошибки вы заметили и как их надо исправить.

о       об       ов        ог       од  

(ребята увидели, что буква о написана не на всю рабочую строчку, соединение в слоге  од  и  об  не правильное)

– Запишите слова в тетрадь и помните о соединениях.

Обед     овощ     огород    одежда    овощной

– Следующий этап работы. Запишите предложения и сделайте самостоятельно – синтаксический разбор.

В магазине продаётся красивая одежда.

Мороз нарисовал причудливые узоры.

– Каким членом предложения является  в этих  предложениях существительные?  (Подлежащим, дополнением, обстоятельством места).

3. Работа по новой теме

– Ребята,  а сейчас послушайте сказку…

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха – никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается.  «Без командира не обойтись, – решили слова. – Призавём-ка  мы на помощь МОРФОЛОГИЮ!». (Входит ученица с лентой на которой написано  МОРФОЛОГИЯ).
– Кто из вас обозначает предмет, – спросила МОРФОЛОГИЯ у слов.
– Мы обозначаем  предмет, ответили одни. (Ученики у которых находятся карточки с именами существительными  прикрепляют на доску «Имя существительное».)
– А кто обозначает действие предмета, прикрепите карточки на доску « Глагол».
Потом  МОРФОЛОГИЯ собрала и объединила все остальные слова  и попросила учеников правильно прикрепить на доску «Прилагательное», «Местоимение», «Предлог».
По мере выполнения задания у нас появилась заполненная таблица

Имя существительное Глагол Местоимение Предлог Прилагательное
самолёт играть они под стройная
девочка бегать она над смелое
учебник думать он из красивая
книги    смотреть мы в умный
Вера        
крокодил        
кино        

– Молодцы, все правильно выполнили задание МОРФОЛОГИИ. А теперь давайте сделаем вывод. Что это за наука  МОРФОЛОГИЯ, чем она занимается? Для чего она нам нужна?

Ребята самостоятельно делают вывод, что МОРФОЛОГИЯ – это наука, которая изучает части речи.

У. Молодцы, совершенно верно.

4. Физкультминутка

На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт – привет!

5. Продолжение работы по новой теме

У. Ребята, какие виды разборов вы знаете?
Д. Фонетический, морфологический, синтаксический.

Задание. Фонетический разбор. Определите сколько звуков и сколько букв  в  словах (работа у доски и в тетрадях).

Д. Ель (3 буквы, 3 звука)
Д. Конь (4 буквы, 3 звука)
Д. Помидоры (7 букв, 7 звуков)
Д. Солнце (6 букв, 5 звуков)
У. Молодцы!

Задание.  Морфологический  разбор.  Слова привёз, берега.

Д. Привёз: При- – приставка, -вёз- – корень, нулевое окончание.
Д. Берега: -берег- – корень, -а – окончание.
У. Совершенно верно.
У. А теперь, ребята, подберите к слову конь синоним.
Д. Лошадь.
У. А к слову привёз – антоним.
Д. Увёз.
У. Молодцы! Вот мы с вами и вспомнили, какие слова называются антонимами, а какие синонимами.
У. Ребята, а сейчас мыс вами познакомимся ещё с одним видом разбора – морфологическим. У вас на партах лежит схемы морфологического разбора имени существительного. Итак, что бы правильно сделать морфологический разбор имени существительного, давайте посмотрим на наши слова, которые относятся к этой части речи и попробуем определить постоянные и непостоянные признаки. Отмечать будем прямо в схемах. Понятно!
Часть речи?  Предмет.
Вопрос: Кто? Что?
Начальная форма. Это  Именительный падеж, единственное число.
У. Итак, что значит постоянные признаки?
У. Посмотрите на слова Вера и все остальные имена существительные, чем  они отличаются?
Д. Вера – имя собственное, все остальные существительные в нашем столбике нарицательные. Так вот это первый постоянный признак. Запишите в схему.
У. А теперь сравните слова  крокодил и самолёт.
Д. Крокодил –  одушевлённое, а самолёт неодушевлённое.
У. Правильно, запишите и эти постоянные признаки в схему. А теперь сравните слова девочка, учебник, кино.
Д. Они разного рода. Слово девочка – женского рода, учебник – мужского рода, –  – среднего рода.
У. Правильно вот ещё вы определили постоянный признак. Род имени существительного.
У. В словах девочка, кино, тишь.
Д. Постоянный признак  – склонение. Молодцы.
У. А как вы думаете, какие у существительных непостоянные признаки и почему они так называются?
Д. Они так называются, потому что эти признаки непостоянные, т.е. меняются. Это падеж и число.
У. Запишите в схему.  Что бы правильно ответить на вопрос, каким членом предложения может являться имя существительное, давайте посмотрим на наши предложения, которые мы писали в начале урока.
Д. Оно может быть подлежащим, обстоятельством, дополнением.

Схема морфологического разбора  имени существительного

 
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. Предмет. Кто? Что?

2. Н.Ф.       И.п.  ед. ч.

3. Постоянные признаки

а) собственное или нарицательное
б) одушевлённое  неодушевлённое
в) род ( м.р., ж.р., ср.р.)
г) склонение

4. Непостоянные признаки

а) число
б) падеж

5. Каким членом предложения является? – Подлежащим, обстоятельством, дополнением.

– Итак,  наша схема полностью заполнена. Теперь мы можем выполнить следующее задание. Сделать морфологический разбор. 

В магазине.

Схема морфологического разбора  имени существительного

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает? – Существ. Обозначает предмет. Что?

2.  Н.Ф. – Магазин

3.  Постоянные признаки

а)   нарицательное
б)   неодушевлённое
в)   женский род
г)    2 склонение

4.  Непостоянные признаки

а)   Единственное число
б)  Предложный падеж

5.  Каким членом предложения является? (Обстоятельство места)

У. Молодцы, ребята, все выполнили правильно.

6. Итог урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке?
– Понравилась ли вам сказка?
– О чём эта сказка?
– Какая наука занимается изучением частей речи?
– Какие постоянные и непостоянные признаки у существительных?
– С каким новым видом разбора мы познакомились?

7. Домашнее задание:  упражнение 69 (учебник), упражнение 47 (ТПО).