Урок изобразительного искусства в 6-м классе "Конструкция головы человека и ее пропорции"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.
  2. Развивающие: развивать наблюдательность.
  3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Зрительный ряд: альбом с рисунками-помощниками – Приложение, презентация, альбомный лист, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

На прошлом уроке мы начали изучать тему «Образ человека – главная тема искусства», познакомились с историей возникновения жанра - портрет, видами портрета по размеру и количеству изображённых, по технике исполнения.

Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жанре, познакомимся с правилами изображения головы человека, пропорциями.

Слайд 2

Жан Шарден говорил: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими». Как вы понимаете эти слова? Что же художнику помогает создавать картину?

Дети: Чувства. Художники пользуются красками, но пишут чувствами.

2. Беседа с учащимися по произведения живописи.

Слайд 3

Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жан-Луи Вуаль «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой).

Что вы можете сказать про мальчика, девочку, какими их изобразили художники?

Попытайтесь описать их внешность, состояние, внутренний мир.

Ответы учащихся.

Первый ученик: Я буду рассказывать про девочку. Вот если бы у меня была сейчас такая возможность, я бы тоже заказала свой портрет какому-нибудь известному художнику. Потому что известный художник конечно большой мастер. Я вот смотрю на изображение девочки, и оно мне очень нравится. Ей, наверное, лет 12-13, как и мне. Она жила давно, но у меня такое чувство, что я могла бы с ней поговорить, только пока не знаю, о чём. У этой девочки такое нежное, лицо, едва уловимая улыбка, волосы не растрёпаны, а так аккуратно выглядят, как будто у взрослой дамы. А самое главное, у неё просто необыкновенная шляпа: с большими полями и украшенная живыми цветами. Это очень красиво! Одета девочка, её зовут Лиза, просто, но с большим вкусом. Видно, что её очень любят и заботятся о ней. А художник, посмотрите, как тонко выписал кружева! Просто ювелирная работа. Я уверена, что эта юная графиня никогда не сказала бы грубого слова и не обидела бы своих слуг. Мне кажется, она любила читать и гулять по саду. Видно, что она воспитанная и очень милая девушка. Художник - просто молодец!

Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Я думаю, что художник воспитывал своего сына как надо, потому что на портрете он – настоящий сорванец. Мне кажется, что он как будто только что вернулся со двора, где играл с охотничьими собаками. Или из леса. Мне так кажется, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы резвиться, бегать, прыгать. И выглядывающая белоснежная сорочка выдаёт, что он принадлежит к дворянскому сословию. Слегка вьющиеся золотистые волосы, чётко очерченный подбородок и оливковые глаза предполагают будущую красоту взрослого мужчины. Одновременно с этим я вижу, что взгляд у этого мальчишки вдумчивый, уверенный, он много знает для своих лет, так как его учат домашние учителя. И я просто уверен, что он не задирает нос и дружит с крепостными мальчишками, что делает его облик гораздо привлекательнее.

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Давайте подумаем над следующими вопросами.

Слайд 4

К чему стремиться художник, изображая человека?

Как художнику удается передать переживания, внутренний мир человека, его состояние, красоту? Как вы думаете, легко ли рисовать человека?

Какими знаниями должен овладеть художник, чтобы изобразить лицо человека? (Ответы детей)

3. Сообщение по теме урока. Рассказ учителя.

Учитель: Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Слайд 5

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

Слайд 6 

Когда мы любуемся совершенными произведениями искусства, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность».

Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество.

Соразмерность частей образует красоту формы. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием и метод сравнения. Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Слайд 6

Установлены идеальные пропорции для головы человека, согласно которым она по горизонтали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю — линией волос, а нижнюю — основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.

Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.

Учитель: Рассмотрим индивидуальные особенности деталей лица. Откройте альбомы с рисунками-помощниками.

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Физкультминутка 

  1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
  2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
  3. Исходное положение – стоя. «Замочек» – вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

III. Практическая работа. 

Слайд 7 

(Порядок выполнения рисунка. Учащиеся выполняют рисунок на альбомных листах. Учитель выполняет рисунок на доске с комментированием, организует наблюдение за расположением частей лица).

Учитель: Место положения частей на лице у каждого человека одинаково, а формы разные.

  1. Нарисуем прямоугольник 10 см на 14 см. Разделим пополам прямоугольник по горизонтали и вертикали (дать понятия: симметрия лица, средняя линия – линия глаз).
  2. Голова имеет яйцевидную форму. Рисуем в прямоугольнике.
  3. Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

  1. Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.
  2. Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
  3. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.
  4. Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

  1. Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.
  2. Рисуем надгубные складки.
  3. Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.
  4. Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
  5. Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

IV. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. Обсуждение. Оценка.

Учитель: По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

2. Беседа с учащимися о портрете Е Демидовой, художник Роберт Лефевр.

Учитель: Я долго думала, ребята, чем закончить наш урок. И, наконец, решила удивить вас. Я уверена, вам будет интересно посмотреть еще на один портрет. Как вы думаете, кто это?

Слайд 8

(Ответы детей)

Учитель: С трудом, но я смогла найти для вас портрет Елизаветы Александровны Строгановой уже в возрасте примерно 30 лет. Она вышла замуж за очень богатого владельца рудников Николая Никитича Демидова. Давайте внимательно посмотрим на оба портрета – девочки и дамы. Художники разные. Написала эту картину французский художник Роберт Лефевр в Петербурге. Как вам кажется: сходство есть? Почему вы так решили? В чём это сходство?

(Ответы детей)

Учитель: Сходство, конечно, уловимо, оно, несомненно, есть в выражении лица, во взгляде, в повороте головы, в осанке. И конечно, и тот, и другой портреты – это не фотографии – холодные и глянцевые, - а труд и душа художников, и поэтому они излучают тепло, красоту, нежность, собственно говоря, одного человека, в разном возрасте. Без сомнения, смотреть на эти портреты – эстетическое наслаждение!

Слайд 9 

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.

И не тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.

V. Домашняя работа.

Подготовить сообщение о мимике; выполнить аппликацию по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (по желанию, задание повышенного уровня).

Слайд 10 

Спасибо за урок.

Список литературы:

  1. Н.Г.Ли «Основы учебного академического рисунка» – Москва. Эксмо, 2009 – 480 с.: ил.
  2. Дж. Хамм «Как рисовать голову и фигуру человека»; пер. с англ. А.В. Жабцев. – Минск: «Попурри», 2008 – 128 с.: ил.