Урок информатики в 5-м классе. Тема: "Действия с информацией"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Данная тема по авторской программе Л.Л. Босовой рассматривается в 5 классе в течение 3 уроков: «Хранение информации», «Носители информации» и «Передача информации». В связи с большим количеством холодных дней и карантина в 2010-2011 учебном году возникла необходимость в корректировке рабочей программы. Я объединила эти уроки в один.

Цели урока:

  • дать учащимся представление об информационных процессах, акцентировать их внимание на действиях с информацией;
  • раскрыть суть информационных процессов: передача и получение информации, хранение информации.

Основные понятия:

  • действия с информацией;
  • источник информации;
  • приемник информации;
  • информационный канал;
  • оперативная память;
  • внешняя память;
  • носители информации.

Дидактический материал:

  • Презентация «Действия с информацией»;
  • Приложение «Таблица «Носители информации»

Ход урока

Слайд 1. Тема урока «Действия с информацией».

Слайд 2. Окружающий нас мир – мир информации. Информацию нам несут люди, различные предметы и явления. Когда вы слушаете учителя (щелчок мышью), читаете книгу (щелчок мышью), смотрите кино (щелчок мышью), посещаете выставки и театры (щелчок мышью), вы получаете информацию. Когда вы запоминаете, записываете в тетрадь, вы сохраняете информацию. Информацией вы делитесь с окружающими людьми, то есть передаете информацию.

Слайд 3. Когда вы обдумываете полученную информацию (щелчок мышью), вставляете пропущенные буквы в упражнении по русскому языку (щелчок мышью), решаете задачу по математике (щелчок мышью) и так далее (щелчок мышью), вы обрабатываете информацию.

Слайд 4. Человек постоянно совершает действия, связанные с получением (щелчок мышью), передачей (щелчок мышью), хранением (щелчок мышью) и обработкой информации (щелчок мышью).

Чтение книг, заучивание стихотворения, просмотр телепередачи, беседа с другом, решение математической задачи – это примеры действий человека с информацией.

Слайд 5. А как вы думаете, приготовление обеда – это действие с информацией (щелчок мышью)?

Нет, это действия с продуктами питания. Но, чтобы приготовить обед, необходимо владеть информацией о том, как это сделать.

Слайд 6. Является ли покраска стен примером действия с информацией (щелчок мышью)? Объясните.

Назовите еще примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.

Слайд 4. Сейчас мы с вами рассмотрим более подробно действия с информацией. Получение и передача информации (щелчок по гиперссылке).

Слайд 14. Процесс передачи информации мы с вами представим в виде схемы. В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию (щелчок мышью) и тот, кто ее получает (щелчок мышью).

Тот, кто передает информацию, называется источником информации (щелчок мышью); тот, кто ее принимает – приемником информации (щелчок мышью).

Для того чтобы информация была передана и доставлена адресату необходим канал, по которому осуществляется передача. У человека это органы чувств. Информация может быть передана с помощью телефона, радио, компьютера, телевидения, а также письма или записки. Этот канал называют информационным (щелчок мышью).

Слайд 15. Рассмотрите картинки и ответьте на вопрос: «В каких случаях информация передается в одну сторону, а в каких – происходит взаимный обмен информацией?» Приведите еще примеры.

Вернемся к слайду «Действия с информацией» (слайд 4). Хранение информации (щелчок по гиперссылке).

Слайд 7. Каждый человек умеет хранить определенную информацию в памяти. Собственную память человека можно назвать оперативной (щелчок мышью), потому что содержащаяся информация в ней воспроизводится очень быстро. Но большие объемы информации человек не может хранить в собственной памяти долго, и для этого мы используем различные записные книжки, справочники, энциклопедии, диктофоны и т.д. Такую память принято называть внешней (щелчок мышью) или долговременной.

Современный компьютер может хранить любую информацию с помощью оперативной памяти (щелчок мышью) во время работы компьютера и долговременной памяти (щелчок мышью).

Слайд 8. Мы с вами без труда можем назвать объекты, где хранится различная информация. Все перечисленное мы называем (щелчок мышью) носителями информации. Попробуем сформулировать определение. Что же такое носитель информации? (Щелчок мышью).

Рассмотрим некоторые примеры, в которых определимся с носителем информации и повторим виды информации.

Слайд 9. Откройте рабочие тетради (Приложение). Выполняете упражнение самостоятельно, затем все вместе проверим. Слайды 10-13.

Домашнее задание. § 1.2 – 1.5, вопрос 8 на с. 24 учебника.

Литература:

  1. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.