Цели:
- воспитательные
- прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, уверенности в своих знаниях, умение работать в парах, воспитывать коммуникативные качества.
- развивающие
- развивать рефлексивные навыки, мышление, логику, внимание, умение делать выводы, обобщать и анализировать, оценивать себя и свою деятельность;
- образовательные
- создать условия для открытия учащимися нового знания – деления с остатком;
- познакомить с понятием “остаток”, научить выполнять действия с остатком;
Оборудование:
- учебник “Математика”, ч. 1, 3 класс, А. Л. Чекин, Москва Академкнига/Учебник, 2011г.
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- презентация к уроку;
Ход урока
Этапы | Содержание |
Формирование умений |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Прозвенел звонок, и мы
настраиваемся на урок. Нам с вами предстоит
выполнить интересную работу
- Зачем надо изучать математику?
- Где это вам в жизни пригодится? (При решении контрольной работы, при сдаче экзаменов, во взрослой жизни, на работе) |
На протяжении всего урока слежу за осанкой учащихся. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения |
- С чего начнём? 1. С чистописания: а) самоанализ учащимися оценок в тетрадях, б) запись даты. 1) Угадай! А та – похожа на крючок, а может, на обломанный сучок. (1) 2) Показ учителя (правила письма). 3) Эта цифра-кочерга, у неё одна нога. (7) 4) Показ учителя (правила письма). 5) Самостоятельное прописывание цепочек. 171, 717, 777… 6) Найти и подчеркнуть самую красивую цепочку. 7) Какие вы знаете пословицы про эти цифры: - 7 раз отмерь, один раз отрежь. - Лук от семи недуг. - Один в поле не воин. - Одна ласточка весны не делает Будем работать дружно и всё у нас получится. 2. Устный счет: - Вспомните и назовите числа от 1–60, которые делятся на 6? - Реши задачи: “Набор красок из 10 цветов стоит 60 рублей. Сколько стоят 6 таких набора? “У меня 12 тетрадей. Их раздам 4 учащимся. Сколько тетрадей получит каждый ученик?” - Что узнали, когда 12 : 4? (Сколько раз по 4 содержится в 12) Учитель: А сейчас попробуем эти 12 тетрадей разделить между 5 детьми. Дети: Не делится. Нет в таблице. Не умеем. Учитель: Любое ли число можно разделить? Хотите научиться? Поставьте перед собой цель. (Научиться решать примеры на деление такого вида). |
- Рефлексивный приём. Учащиеся самостоятельно находят у себя в тетрадях и подчёркивают самую красивую и правильно написанную, по их мнению, цепочку цифр. (Личностные, регулятивные, коммуникативные); - знают числа от 1 до 60, которые делятся на 6 (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные); - удерживают и соотносят вопрос с ответом (познавательные, регулятивные, личностные) |
3. Построение проекта выхода из затруднения | Новый материал. 3. Эксперимент: Как 12 тетрадей разделить между 5 учениками? (Раздаем каждый раз по 1 тетради – поровну) - Сколько тетрадей осталось? (2) Запись на доске: 12 : 5 = 2 (ост. 2) - Значит можно разделить любое число, просто остаётся остаток. И как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока “Деление с остатком”) На доске высвечивается тема урока: “Деление с остатком”. Цели: - узнать, что такое остаток, - научиться делить числа с остатком, - развивать внимание, умение рассуждать.
- Какое количество тетрадей можно разделить на 5 без остатка? (10). - Почему? (Это табличный случай умножения.) - Значит не обязательно раскладывать предметы, рисовать и не всегда это можно сделать, надо просто вспомнить таблицу умножения. Вот как важно знать таблицу умножения.
Учитель: Трудно решать примеры такого вида? Дети: Нет. 4. Физминутка: (на внимание)
(Дети рисуют в воздухе руками за учителем.) Учитель: Из каких фигур состоит человечек? Сколько кругов нарисовали? Квадратов? Треугольников? 5. Продолжение по теме урока: – Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления. Работа в парах: (полоски = 17 см). Задание: Измерьте и узнайте, сколько раз по 2 см содержится в 17? – Какое решение запишем? (17 : 2 = 8 (ост 1) – Что в записи означает 17? (делимое), 2? (делитель), 8? (частное), 1? (остаток). |
С помощью практических
упражнений научить обучающихся производить
деление с остатком: - умеют выполнять деление табличного вида (познавательн.); - умеют выполнять деление с остатком (познавательн.); - умеют соотносить вопрос с ответом (личностн.); - умеют проверить результат (регулятивные, познавательные, личностные); - умеют отличать геометрические фигуры (познавательные, регулятивные, личностные); - выбор способа решения (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные); - знают компоненты деления (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные) |
4. Первичное закрепление во внешней речи. | 6. Закрепление (работа с
учебником). Поможет выполнить деление таблица Пифагора. - Выполнив это задание, что можно сказать об остатке? (Остаток меньше делителя.) - А что ещё надо хорошо знать? (Таблицу умножения.) |
|
5.Самостоятельная работа. | 7. Самостоятельная работа.
(Перфокарты)
Какой пример “Лишний?” Почему? 8. Работа в группах: - Скоро наступит весна, а значит, наступит время делать клумбы и сажать цветы. - К нам обратился директор школы с просьбой найти площадь клумб и необходимое количество семян. Для выполнения поставленной задачи нам надо разделиться на 3 группы. Задание 1 группе. Длина клумбы - 6 м Ширина – 4 м Чему равна площадь - ? На 1 кв. метр - 4 г семян Всего - ? г Задание 2 группе. Сторона клумбы - 6 м Чему равна площадь - ? На 1 кв. м - 4 г Всего - ? г Задание 3 группе. Длина- 6 м Ширина - 2 м Чему равна площадь - ? На 1 кв. м – 4 г Всего - ? г Дети обсуждают задание. По одному человеку от группы выходят к доске и записывают решение. Молодцы! Все с заданием справились. |
- Умеют работать в парах, в
группах, самостоятельно (личностные,
регулятивные, коммуникативные, регулятивные); - умеют проверять результат (познавательные, регулятивные, личностные);
|
6. Этап рефлексии учебной деятельности | Что нового вы сегодня узнали? Где
вам могут пригодиться знания, приобретённые на
сегодняшнем уроке? Рефлексия. У детей на партах шаблоны облаков – настроений, раскрасить их по своему настроению и прикрепить к соответствующим облакам по настроению на доску. Спасибо ребята, за работу на уроке. 9. Д/з. Придумать, записать и решить 10 примеров на деление с остатком. |