Конспект урока по теме "Деление с остатком". Тезисы

Разделы: Начальная школа


Цели:

- воспитательные

- прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, уверенности в своих знаниях, умение работать в парах, воспитывать коммуникативные качества.

- развивающие

- развивать рефлексивные навыки, мышление, логику, внимание, умение делать выводы, обобщать и анализировать, оценивать себя и свою деятельность;

- образовательные

- создать условия для открытия учащимися нового знания – деления с остатком;

- познакомить с понятием “остаток”, научить выполнять действия с остатком;

Оборудование:

- учебник “Математика”, ч. 1, 3 класс, А. Л. Чекин, Москва Академкнига/Учебник, 2011г.

- мультимедиапроектор;

- компьютер;

- презентация к уроку;

Ход урока

Этапы

Содержание

Формирование умений
1. Мотивация к учебной деятельности - Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Нам с вами предстоит выполнить интересную работу

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- Зачем надо изучать математику?

Без счёта не будет на улице света
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не смогут ребята.

- Где это вам в жизни пригодится?

(При решении контрольной работы, при сдаче экзаменов, во взрослой жизни, на работе)

На протяжении всего урока слежу за осанкой учащихся.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте.
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!

- С чего начнём?

1. С чистописания:

а) самоанализ учащимися оценок в тетрадях,

б) запись даты.

1) Угадай! А та – похожа на крючок, а может, на обломанный сучок. (1)

2) Показ учителя (правила письма).

3) Эта цифра-кочерга, у неё одна нога. (7)

4) Показ учителя (правила письма).

5) Самостоятельное прописывание цепочек. 171, 717, 777…

6) Найти и подчеркнуть самую красивую цепочку.

7) Какие вы знаете пословицы про эти цифры:

- 7 раз отмерь, один раз отрежь.

- Лук от семи недуг.

- Один в поле не воин.

- Одна ласточка весны не делает

Будем работать дружно и всё у нас получится.

2. Устный счет:

- Вспомните и назовите числа от 1–60, которые делятся на 6?

- Реши задачи:

 “Набор красок из 10 цветов стоит 60 рублей. Сколько стоят 6 таких набора?

“У меня 12 тетрадей. Их раздам 4 учащимся. Сколько тетрадей получит каждый ученик?”

- Что узнали, когда 12 : 4? (Сколько раз по 4 содержится в 12)

Учитель: А сейчас попробуем эти 12 тетрадей разделить между 5 детьми.

Дети: Не делится. Нет в таблице. Не умеем.

Учитель: Любое ли число можно разделить?

Хотите научиться? Поставьте перед собой цель. (Научиться решать примеры на деление такого вида).

- Рефлексивный приём.

Учащиеся самостоятельно находят у себя в тетрадях и подчёркивают самую красивую и правильно написанную, по их мнению, цепочку цифр. (Личностные, регулятивные, коммуникативные);

- знают числа от 1 до 60, которые делятся на 6 (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные);

- удерживают и соотносят вопрос с ответом (познавательные, регулятивные, личностные)

3. Построение проекта выхода из затруднения Новый материал.

3. Эксперимент: Как 12 тетрадей разделить между 5 учениками? (Раздаем каждый раз по 1 тетради – поровну)

- Сколько тетрадей осталось? (2)
- Чем занимались? (Делением)
- Какое число тетрадей было? (12)
- Между скольки учениками делили? (5)
- Что получилось?

Запись на доске: 12 : 5 = 2 (ост. 2)

- Значит можно разделить любое число, просто остаётся остаток. И как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока “Деление с остатком”)

На доске высвечивается тема урока: “Деление с остатком”.

Цели:

- узнать, что такое остаток,

- научиться делить числа с остатком,

- развивать внимание, умение рассуждать.

Делим солнце
Чур, на всех!
Делим дождик
Чур, на всех!
Но часто получается
Не делится на всех.
Разделим то, что делится
Остаток пусть останется.

- Какое количество тетрадей можно разделить на 5 без остатка? (10).

- Почему? (Это табличный случай умножения.)

- Значит не обязательно раскладывать предметы, рисовать и не всегда это можно сделать, надо просто вспомнить таблицу умножения. Вот как важно знать таблицу умножения.

Очень часто с остатком ответ получается
Но всё можно вычислить быстро и чётко,
Когда в таблице умножения помнишь
Каждый ответ!

Учитель: Трудно решать примеры такого вида?

Дети: Нет.

4. Физминутка: (на внимание)

Много ль нам ребята надо
Для умелых наших рук:
Нарисуем два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень – очень
Развеселый чудачок.

(Дети рисуют в воздухе руками за учителем.)

Учитель: Из каких фигур состоит человечек? Сколько кругов нарисовали? Квадратов? Треугольников?

5. Продолжение по теме урока:

– Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.

Работа в парах: (полоски = 17 см).

Задание: Измерьте и узнайте, сколько раз по 2 см содержится в 17?

– Какое решение запишем? (17 : 2 = 8 (ост 1)

– Что в записи означает 17? (делимое), 2? (делитель), 8? (частное), 1? (остаток).

С помощью практических упражнений научить обучающихся производить деление с остатком:

- умеют выполнять деление табличного вида (познавательн.);

- умеют выполнять деление с остатком (познавательн.);

- умеют соотносить вопрос с ответом (личностн.);

- умеют проверить результат (регулятивные, познавательные, личностные);

- умеют отличать геометрические фигуры (познавательные, регулятивные, личностные);

- выбор способа решения (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные);

- знают компоненты деления (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)

4. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Закрепление (работа с учебником).

Поможет выполнить деление таблица Пифагора.

- Выполнив это задание, что можно сказать об остатке? (Остаток меньше делителя.)

- А что ещё надо хорошо знать? (Таблицу умножения.)

 
5.Самостоятельная работа. 7. Самостоятельная работа. (Перфокарты)

1-в. 80:2, 60:30, 84:2, 54:27, 16:5.

2-в. 90:3, 40:20, 66:22, 72:4, 17:4.

Какой пример “Лишний?” Почему?

8. Работа в группах:

- Скоро наступит весна, а значит, наступит время делать клумбы и сажать цветы.

- К нам обратился директор школы с просьбой найти площадь клумб и необходимое количество семян. Для выполнения поставленной задачи нам надо разделиться на 3 группы.

Задание 1 группе.

Длина клумбы - 6 м

Ширина – 4 м

Чему равна площадь - ?

На 1 кв. метр - 4 г семян

Всего - ? г

Задание 2 группе.

Сторона клумбы - 6 м

Чему равна площадь - ?

На 1 кв. м - 4 г

Всего - ? г

Задание 3 группе.

Длина- 6 м

Ширина - 2 м

Чему равна площадь - ?

На 1 кв. м – 4 г

Всего - ? г

Дети обсуждают задание. По одному человеку от группы выходят к доске и записывают решение.

Молодцы! Все с заданием справились.

- Умеют работать в парах, в группах, самостоятельно (личностные, регулятивные, коммуникативные, регулятивные);

- умеют проверять результат (познавательные, регулятивные, личностные);

 

6. Этап рефлексии учебной деятельности Что нового вы сегодня узнали? Где вам могут пригодиться знания, приобретённые на сегодняшнем уроке?

Рефлексия.

У детей на партах шаблоны облаков – настроений, раскрасить их по своему настроению и прикрепить к соответствующим облакам по настроению на доску.

Спасибо ребята, за работу на уроке.

9. Д/з.

Придумать, записать и решить 10 примеров на деление с остатком.