Правописание двух безударных гласных в корне слова

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока:

- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;

- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Оборудование:

у учащихся: учебник, тетрадь, планшетка, сигнальный веер;

у учителя:

- карточки с шагами алгоритма написания безударных гласных в корне, с заданием для самостоятельной работы, для рефлексии;

- презентация.

Ход урока

1. Мотивация. (Самоопределение к учебной деятельности)

- Начинаем наш урок русского языка. Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

“Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (Слайд 1. Презентация)

- Почему же так важно знать хорошо свой родной язык? (…)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово)

- Что мы уже знаем о слове? (В слове могут быть части: приставка, корень, суффикс и окончание; В слове могут быть орфограммы: проверяемые и непроверяемые; слова могут обозначать предметы, действия; признаки)

- Какие орфограммы вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)

- Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)

- Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.

Но обратите, внимание на схеме нет знака вопроса!

Вас ждет сюрприз – знак вопроса спрятался уже в знакомой теме, мы откроем сегодня нечто новое уже в известных знаниях.

- Как же мы будем “открывать” новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, самим постараться “открыть” новое)

- А с чего начнем? (С повторения)

- Возьмите сигнальный веер.

- Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах: осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

- Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять? Назовите их.

- Запишите эти буквы. (Дети записывают буквы: а, о, е, и, я)

- В какой части слова были эти гласные? (В корне)

- Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расположите части алгоритма в нужном порядке.

Детям предлагается установить порядок действий в алгоритме.

- Молодцы. Продолжаем работать дальше.

- Какое время года сейчас в природе?

- Прочитайте стихи М. Исаковского об этом времени года на слайде:

Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.

- Какое из выделенных слов лишнее? (Лето)

- Почему? (Остальные слова однокоренные) Почему они однокоренные?

- Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

- Найдите ударный слог в словах.

- Какое из этих слов сейчас лишнее? (Перелётные – оно проверочное? Подчеркните его)

- Какая же орфограмма встретилась в этих словах?

- В какой части слова?

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (…)

- Сейчас мы работали со стихотворением об осени.

- Подберите, пожалуйста, слова-признаки к слову осень по схеме:

Учитель чертит схему словосочетания на доске: прил.+ сущ., на экране появляются кадры осеннего пейзажа.

Дети подбирают словосочетания со словом осень.

- Золотая осень. Почему так говорят?

- Запишите это словосочетание на планшетке.

Выделите корень в прилагательном золотая.

Учащиеся выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Почему же это слово вы написали по-разному? (Не знаем способа проверки таких слов)

- В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? (В корне слова)

- Какая это орфограмма?

Почему ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)

- А сколько в этом слове безударных гласных?

- Попробуйте сформулировать цель урока. (Найти способ проверки 2-х безударных гласных в корнях слов)

Учитель ставит в схему знак вопроса.

Как бы вы предложили сформулировать тему урока. (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Что ж, будем выяснять, кто же из вас прав.

- Сделайте звуковой анализ слова золотая и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.

[Залатай’а]

З_л_тая – золото, позолота

- Что такое позолота? (Слайд)

- Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

- Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

Учащиеся, работая в парах, составляют алгоритм действий. (Приложение)

- Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске.

- Что нового в построенном вами алгоритме?

- Что необходимо заменить? Почему?

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.

- Чем сейчас мы с вами займемся? (Будем тренироваться в написании слов)

- Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:

Грибок, холода, весёлый, страна, сторона, варить, сторожить.

- Какие слова нужно поместить в1-й столбик? Почему?

Учащиеся доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.

- Как же проверить две безударные гласные в корне слова? (Подобрать 2 проверочных слова)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Вы хорошо работали вместе. Что теперь предлагаете сделать?

(Поработать самостоятельно)

- Выполните задание: “Дополни сам”. (Приложение №2-а)

- Проверьте свою работу по эталону (Слайд).

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания? (При написании текстов, предложений)

- Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы. (На ветру трепетали листочки осинки)

- Разберем это предложение по членам предложения.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Как же доказать правописание 2-х безударных гласных в корне слова?

А что оказалось для вас сюрпризом? (В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать) Выполнили ли мы цель урока? (Учитель убирает знак вопроса)

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберите, что вам подходит? (Приложение №2-б)

- Кто выбрал такое же утверждение?

- А кто другое?

- Спасибо за вашу работу на уроке.

Д/з:

- упр. № 102,

- задание по желанию: найти в художественном тексте предложение, чтобы в нем были слова с двумя безударными в корне слова.