Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Задачи урока:
- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;
- актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;
- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.
Оборудование:
у учащихся: учебник, тетрадь, планшетка, сигнальный веер;
у учителя:
- карточки с шагами алгоритма написания безударных гласных в корне, с заданием для самостоятельной работы, для рефлексии;
- презентация.
Ход урока
1. Мотивация. (Самоопределение к учебной деятельности)
- Начинаем наш урок русского языка. Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:
“Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”. (Слайд 1. Презентация)
- Почему же так важно знать хорошо свой родной язык? (…)
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово)
- Что мы уже знаем о слове? (В слове могут быть части: приставка, корень, суффикс и окончание; В слове могут быть орфограммы: проверяемые и непроверяемые; слова могут обозначать предметы, действия; признаки)
- Какие орфограммы вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)
- Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)
- Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.
Но обратите, внимание на схеме нет знака вопроса!
Вас ждет сюрприз – знак вопроса спрятался уже в знакомой теме, мы откроем сегодня нечто новое уже в известных знаниях.
- Как же мы будем “открывать” новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, самим постараться “открыть” новое)
- А с чего начнем? (С повторения)
- Возьмите сигнальный веер.
- Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах: осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.
- Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять? Назовите их.
- Запишите эти буквы. (Дети записывают буквы: а, о, е, и, я)
- В какой части слова были эти гласные? (В корне)
- Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расположите части алгоритма в нужном порядке.
Детям предлагается установить порядок действий в алгоритме.
- Молодцы. Продолжаем работать дальше.
- Какое время года сейчас в природе?
- Прочитайте стихи М. Исаковского об этом времени года на слайде:
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
- Какое из выделенных слов лишнее? (Лето)
- Почему? (Остальные слова однокоренные) Почему они однокоренные?
- Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
- Найдите ударный слог в словах.
- Какое из этих слов сейчас лишнее? (Перелётные – оно проверочное? Подчеркните его)
- Какая же орфограмма встретилась в этих словах?
- В какой части слова?
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (…)
- Сейчас мы работали со стихотворением об осени.
- Подберите, пожалуйста, слова-признаки к слову осень по схеме:
Учитель чертит схему словосочетания на доске: прил.+ сущ., на экране появляются кадры осеннего пейзажа.
Дети подбирают словосочетания со словом осень.
- Золотая осень. Почему так говорят?
- Запишите это словосочетание на планшетке.
Выделите корень в прилагательном золотая.
Учащиеся выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Почему же это слово вы написали по-разному? (Не знаем способа проверки таких слов)
- В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? (В корне слова)
- Какая это орфограмма?
Почему ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)
- А сколько в этом слове безударных гласных?
- Попробуйте сформулировать цель урока. (Найти способ проверки 2-х безударных гласных в корнях слов)
Учитель ставит в схему знак вопроса.
Как бы вы предложили сформулировать тему урока. (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Что ж, будем выяснять, кто же из вас прав.
- Сделайте звуковой анализ слова золотая и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.
[Залатай’а]
З_л_тая – золото, позолота
- Что такое позолота? (Слайд)
- Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?
- Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.
Учащиеся, работая в парах, составляют алгоритм действий. (Приложение)
- Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске.
- Что нового в построенном вами алгоритме?
- Что необходимо заменить? Почему?
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
- Чем сейчас мы с вами займемся? (Будем тренироваться в написании слов)
- Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:
Грибок, холода, весёлый, страна, сторона, варить, сторожить.
- Какие слова нужно поместить в1-й столбик? Почему?
Учащиеся доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.
- Как же проверить две безударные гласные в корне слова? (Подобрать 2 проверочных слова)
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Вы хорошо работали вместе. Что теперь предлагаете сделать?
(Поработать самостоятельно)
- Выполните задание: “Дополни сам”. (Приложение №2-а)
- Проверьте свою работу по эталону (Слайд).
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания? (При написании текстов, предложений)
- Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы. (На ветру трепетали листочки осинки)
- Разберем это предложение по членам предложения.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили в начале урока?
- Как же доказать правописание 2-х безударных гласных в корне слова?
А что оказалось для вас сюрпризом? (В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать) Выполнили ли мы цель урока? (Учитель убирает знак вопроса)
- Оцените свою работу на уроке.
- Выберите, что вам подходит? (Приложение №2-б)
- Кто выбрал такое же утверждение?
- А кто другое?
- Спасибо за вашу работу на уроке.
Д/з:
- упр. № 102,
- задание по желанию: найти в художественном тексте предложение, чтобы в нем были слова с двумя безударными в корне слова.