Развитие культуры становиться актуальной проблемой в современном обществе. С грустью приходится признать, что в последние годы наблюдается общее снижение культуры поведения общения. Этому весьма умело способствует поток негативной информации с телевидения, газет, которые меняют сознание ребёнка об окружающей действительности. Культура начинается с рождения ребёнка, с семьи. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы педагога, школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Ведущую роль сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Перед педагогом стоит огромная ответственность за подрастающее поколение. И моя задача привлечь родителя к сотрудничеству, подвести его к значению и пониманию принципов.
Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребёнка и его семьи.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями могут быть разными. Коллективными, групповыми, индивидуальными. Любая из них решает важнейшие задачи способствующие единению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.
Суть взаимопонимания классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении и развитии в нём лучших качеств и свойств. Это помогло мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе сотрудничества взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения. Взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество целесообразно начинать с систематического изучения семьи. Особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт.
Из опыта работы с родителями я подчеркнула много нового. Открыла новые направления для решения поставленных задач. Некоторые из направлений использовала при проведении родительских собраний. Как, в какой форме они проходят в моём классе, и хочу рассказать.
К родительскому собранию нужно готовиться заранее. Выбор темы для меня диктуется многими и самыми разными обстоятельствами. Общим настроем класса, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала. Но выбор этот - безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют и ребёнку и родителю почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для них в этом мире.
На родительском собрании родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.
На наших встречах родители никогда не услышат моральные нотации детям. Замечания учителя о нелестных отзывах, об успеваемости их детей. Такие вопросы я рассматриваю только в индивидуальном порядке, оставаясь один на один с родителем.
Мы договариваемся о совместных действиях, советуемся, размышляем о необходимости педагогических знаний. При общении с родителями часто звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть?”, “Хочется услышать ваше мнение”.
Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Поэтому первое собрание, полезно посвятить проблеме сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей.
Можно обсудить с родителями следующие вопросы:
1. Что понимают под сотрудничеством людей?
2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?
3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?
4. Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?
5. Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?
Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. На основе этого мы с родителями определяем, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.
Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей. Как привлечь их к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребёнка. С этой целью я организую специальные встречи.
На примере собрания “Роль отца в воспитании детей”.
Подготовка.
- Анализ сочинений учащихся “Как я провёл выходной день”.
- Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.
- Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:
- В свободное время я люблю……
- Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, - это……
- Мне интересно общаться с……
- Если б я был папой, то……
- Выпуск газет “ Наши папы”, в которых рассказано о профессии отцов, их увлечениях.
План проведения
- Вступительное слово о цели собрания, о причинах его проведения.
- Выступление двух отцов о своём участии в воспитании ребёнка.
- Анализ результатов анкетирования:
- сколько учащихся стремятся к общению с отцом;
- о чём мечтают дети, чего ждут от отцов;
- сколько отцов приняли участие в организации выходного дня.
- Зачитываю некоторые сочинения.
- Распределение отцов в две группы. Каждая обсуждает возникшие вопросы в микроколлективах. Высказывания мнений отцов.
Некоторые собрания проходят в форме беседы, задушевного разговора, обмена опытом.
Приведу примеры некоторых из них.
1. Родительское собрание, посвящённое семье.
Родители совместно с детьми заранее готовят рассказ о своей семье. Традиции моей семьи, любимые праздники, песни, любимое время года, место отдыха. Приносят фотографии, альбомы с записями рецептов любимых семейных блюд.
Я в сою очередь готовлю различные рубрики о семье, о воспитании ребёнка, фотогалерею, выставку детских работ.
После обмена рассказами и обсуждением вопросов мы все вместе пьём чай.
2. На проведённом собрании в форме беседы, по теме “Секреты бабушкиного сундучка” мы пригласили бабушек и дедушек. Сколько радости, тепла, любви почувствовали наши дети. Сколько нового и интересного узнали мы о старинных вещах, о традициях, приметах, праздниках. О том, как жили люди, трудились, уважали чужой труд, заботились о близких.
3. На вечере, посвящённом теме “Улыбка” дети и родители делились радостью, чувствами вызывающими радость.
Было предложено ответить на вопросы: “Когда я улыбаюсь, что я чувствую…?”, “Почему я улыбаюсь”, “Какие песни об улыбке я знаю”.
Такие тёплые встречи помогают выразить свои чувства, лучше понять ребёнка, найти более целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Моим девизом в работе с родителями являются внимательность, проникновенность, неторопливость.