Каждый из нас в любой момент может столкнуться с опасностью. Осторожность и бдительность нужны всегда и везде, даже в обыденной жизни, когда кажется, что нет никакой опасности. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правила поведения дома, в природе, на улице и в транспорте. Легкомысленно думать, что с тобой ничего не случится или к тебе кто-то придёт на помощь. Учить избегать опасности и быть к ним максимально готовым надо начинать с дошкольного возраста.
Успешное решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе познаём, ведём диалог, решаем проблемы, делаем открытия. И эта работа должна проводиться регулярно, систематически и целенаправленно.
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности широко рассматривается в программе Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной “Безопасность”. Для того, чтобы реализовать программные задачи по безопасности, им должно быть уделено внимание в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми, однако количество занятий и времени отведённого на занятия, определённых инструктивно - методическим письмом о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, недостаточно для успешного усвоения программного материала. Поэтому перед воспитателями встаёт дилемма, либо перегружать детей, либо неполно и некачественно реализовывать задачи программ.
Поэтому сейчас одним из путей решения данной проблемы стал являться комплексный подход к планированию работы.
В данной работе мной сделана попытка планирования воспитательно-образовательной работы по ОБЖ через разные формы организации учебно-воспитательного процесса: беседы, чтения, игры, развлечения, продуктивную деятельность, работу с родителями и другие формы работы вне занятий.
Весь материал представлен для старшего дошкольного возраста, соответствует разделам программы “Безопасность” и программе воспитания и обучения в детском саду.
Ребёнок и другие люди
Форма организации | Содержание |
Фронтальное занятие | “О несовпадении приятной
внешности и добрых намерений”. Цель. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми. (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 1998) |
Беседы | “Незнакомцы”, “Если ты потерялся” |
Продуктивная деятельность | Рисование: “Снежная королева”
(А.П. Аверьянова Изобразительная деятельность в
детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2001), “Злой
и добрый волшебник”. Лепка по сказке “Кот, петух и лиса”. Аппликация по сказке “Заюшкина избушка” |
Развивающие игры | “Догадайся, кто я?”, “Что это за сказка?”, “Моё настроение” |
Творческие игры | “Опасные ситуации” (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 1998), “Сочиняем новую сказку” |
Художественная литература | Ш. Перро “Красная Шапочка”, “Золушка”; С. Маршак “Сказка о глупом мышонке”; А.С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”; С.Т. Аксаков “Аленький цветочек”; А. Толстой “Приключение Буратино”; рус. нар. сказки “Заюшкина избушка”, “Кот, петух и леса” |
Аудиовизуальные средства | Мультфильмы: “Ну, погоди!”, “Гуси-лебеди”, “Принцесса и людоед”, “Замок лгунов”, “Дикие лебеди”, “Самый маленький гном” |
Досуги и развлечения | “Самый большой друг” (К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 1998), “Приключение Буратино” (Н.Ф. Сорокина Играем в кукольный театр. – М.: АРКТИ, 2001) |
Работа с родителями | Собрание “Если “чужой”
приходит в дом” Консультации: “Как уберечь ребёнка от насильственных действий взрослых”, “Ребёнок и другие дети” |
Ребёнок и природа
Форма организации | Содержание |
Фронтальное занятие | Земля – наш общий дом. Цель: показать Землю как общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома. (В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2006). Планета Земля в опасности. Цель: дать детям представление о том, что всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета сейчас загрязнена, чтобы спасти её надо любить природу, изучать её, правильно с ней обращаться. (Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2006) |
Беседы | “Волшебница-вода” (Т.М.
Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6
лет. – Воронеж, 2006). “Что такое заповедник?”, “Для чего нужна красная книга?”, “Растения – лёгкие земли”, “Зелёная аптека”, “Нелюбимые животные” (В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2006), “Дары леса” |
Продуктивная деятельность | Рисование: “Вода – зеркало
природы” (А.П. Аверьянова Изобразительная
деятельность в детском саду. – М: Мозаика-Синтез,
2001); “Нарисуй своих любимых животных”,
“Комнатные растения” (Т.С. Комарова Занятие по
изобразительной деятельности в детском саду. –
М: Просвещение, 1991), “Вот труба, над нею дым…”,
“Что растёт в лесу?”, “Что бы было с природой,
если…?”, “Что такое хорошо и что такое плохо?” Лепка: “Собака со щенятами”, “Птицы на кормушке”, “Кто живёт в лесу?”, “Дары природы”. Аппликация: “Грибы”, “Фруктовый сад”, “Снегирь”, “Цветочная клумба”, “Времена года”. Конструирование: “Экологически чистый автомобиль”. Ручной труд: “Кормушка для птиц” |
Развивающие игры | “Природа и человек” (Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2006), “Как вести себя в лесу” (Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2006), “Угадай от какого дерева эти семена?”, “Кто, где живёт?”, “Зоологическое лото”, “Ботаническое лото”, “Собери грибы”, “Соберём букет” |
Творческие игры | “Чтобы было, если…?”, “Сочиняем сказку” |
Художественная литература | С. Погореловский “Родник иссяк, ручей ослаб…”; С. Маршак “Водопровод”; И. Бунин “Родник”, “Листопад”; Н. Некрасов “Зелёный шум”; С. Есенин “Берёза”; В Бианки “Синичкин календарь”, “Лесная газета”; Э. Блайтон “Что такое лес?”; К. Ушинский “Слепая лошадь”; Л. Толстой “Пожарные собаки”; З. Александрова “Новая столовая”; Г. Снегирёв “Кто сажает лес?”; Г. Скребицкий “Передышка”; В. Смирнов “Кто рощу посадил?”; энциклопедия из серии “Всё обо всём” |
Аудиовизуальные средства | Фильмы, диафильмы и диапозитивы
о природы. Мультфильмы: “Шапокляк”, “Паровозик из Ромашково”, “Смешарики”. Музыкальные фрагменты: “Музыка о природе”. Звуки окружающего мира: “Шум в лесу”, “Звуки леса”, “Голоса птиц”. Репродукции картин: И. Шишкин “Утро в сосновом лесу”, “Лесные дали”; И. Левитан “Золотая осень” |
Досуги и развлечения | Досуг “Береги воду!”. Экологические праздники: “Весенний праздник птиц”, “Праздник ландышей”, “Праздник русской берёзы”, “Природа – наш дом родной”, “С днём рождения, Земля!”. Викторина “Животный мир нашей Родины”. КВН “Хороша ты, зимушка-зима!”. (Т.Н. Зенина Экологические праздники для старших дошкольников. – М: Педагогическое общество России, 2006) |
Другие формы работы | Опыт “Очистка грязной воды”
(Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6
лет. – Воронеж, 2006). Посадка на огороде лекарственных трав. Работа на огороде и в саду. Уход за растениями. Наблюдения за живой и не живой природой. Заготовка листьев, веток, плодов, семян для игр и поделок. Окапывание деревьев, уборка сухих листьев и веток на участке, окучивание снегом деревьев. |
Работа с родителями | Субботник по благоустройству
территории. Консультация: “Экологическое воспитание дошкольников” |
Ребёнок дома
Форма организации | Содержание |
Фронтальное занятие | Береги себя. Цель: Уточнить и расширить представление детей о доме – жилище человека; расширить представления детей о том, какое поведение опасно; развить умение избегать опасность, соблюдать меры предосторожности; научить пользоваться телефонами службы спасения (А.А. Вахрушев и др. Здравствуй, мир! – М.: “Баласс”, 2001) |
Беседы | “Службы спасения”, “Дверь – домашний сторож” |
Продуктивная деятельность | Рисование: “Электроприборы”, “Телефон”, “Мой дом”. Рисование по сказке “Кошкин дом”, “Три поросёнка” |
Сюжетно-ролевые игры | “Пожарные”, “Скорая помощь”, “Семья” |
Развивающие игры | “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Кто стучится в дверь ко мне?” |
Творческие игры | “Аварийные ситуации”. Игра – викторина “Дома один” |
Художественная литература | Загадки о предметах обихода и инструментах. К. Баскемс “Пожарные”; К. Чуковский “Телефон”; М. Кульская “Напёрсток”; Н. Носов “Живая шляпа”, “Затейники” |
Аудиовизуальные средства | Мультфильмы: “Кошкин дом”,
“Бобик в гостях у Барбоса”. Иллюстрации и репродукции по данной теме |
Другие формы работы | Подвижные игры: “Пожарные на
ученьях”, “Спасатели”. Экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет |
Работа с родителями | Консультация “Уберечь от беды”. Информация для родителей “Один дома” (теперь ты знаешь) |
Здоровье ребёнка
Форма организации | Содержание |
Фронтальное занятие | Это плохо очень для ребячьей
кожицы… Цель: знать, почему надо содержать в чистоте кожу; воспитывать желание быть здоровым и знать, что здоровье надо укреплять. (В.Н. Зимонина Воспитание ребёнка дошкольника… - М., ВЛАДОС, 2004). Если хочешь быть здоров. Цель: дать детям представление об устройстве и функционировании человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим. (А.А. Вахрушев и др. Здравствуй, мир! – М.: “Баласс”, 2001) |
Беседы | “Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека” (Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2006), “Береги своё здоровье”, “Чтобы лучше видеть, чтобы лучше слышать…”, “Сердца стук” |
Продуктивная деятельность | Рисование: “Дети делают
зарядку”, “Дары природы” (А.П. Аверьянова
Изобразительная деятельность в детском саду. –
М.; Мозаика-Синтез, 2001). Лепка: “Мы любим спорт” (Т.Г. Казакова Развивайте у дошкольников творчество. – М.; Просвещение, 1985). Аппликация “Овощи и фрукты” |
Сюжетно-ролевые игры | “Поликлиника”, ( Окулист, педиатр, стоматолог, ЛОР и др.), “Аптека” |
Развивающие игры | “Узнай целебную траву” (Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2006), “Аскорбинка и её друзья” |
Художественная литература | А. Барто “ Я расту”; Е. Кан “Наша
зарядка”; В. Голяховский “ Что такое аппетит?”;
А. Светов “Гимнастика”. Энциклопедия “Моё тело” |
Аудиовизуальные средства | Мультфильмы: “Вини Пух идёт в гости”, “Зарядка для хвоста”, “Про бегемота, который боялся прививок”, “Королева Зубная щётка” |
Досуги и развлечения | Экологические праздники:
“Витаминное шоу”, “Как стать Неболейкой”, “Как
хорошо здоровым быть!”. Досуг “Давайте будем здоровы!” (Т.Н. Зенина Экологические праздники для старших дошкольников. – М: Педагогическое общество России, 2006) |
Другие формы работы | “Неделя здоровья”, “День
здоровья”. Утренняя гимнастика, гимнастика после сна. Закаливающие мероприятия. Занятия физкультурой. |
Работа с родителями | Консультации: “Безопасность и
здоровье наших детей”, “Состояние
физкультурно-оздоровительной работы в детском
саду”, “Здоровье ребёнка - в ваших руках”, “Сон
ребёнка”, “Как закаливать ребёнка”. Анкетирование. Наглядно-информационный материал: “Преграда простудам”, “Рациональное питание”, “Профилактика заболеваний” |
Эмоциональное благополучие ребёнка
Форма организации | Содержание |
Фронтальное занятие | Какие мы? Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу; уточнить знание детей о частях лица и их названиях. (А.А. Вахрушев и др. Здравствуй, мир! – М.: “Баласс”, 2001). Мои чувства. Цель: закреплять понятие детей о чувствах, эмоциях; уточнять знания об органах чувств, воспитывать к ним бережное отноше-ние. (В.Н. Зимонина Воспитание ребёнка-дошкольника…- М.: ВЛАДОС, 2004) |
Беседы |
|
Продуктивная деятельность | Рисование: “Моё настроение”,
“Весёлый грустный человек” (А.П. Аверьянова
Изобразительная деятельность в детском саду –
М.: Мозаика-Синтез, 2001). Аппликация: “Что можно подарить другу?”. Ручной труд: “ Игрушки в подарок малышам” |
Сюжетно-ролевые игры | “Цирк”, “Театр”, “Концерт для друзей” |
Развивающие игры | “Волшебный мешочек”, “Цветик – семицветик”, “Тень”, “Эхо” (С.И. Семенака Уроки добра. – М.: АРКТИ, 2004), “Моё настроение” |
Творческие игры | “Придумывание историй”, “Небылицы” |
Художественная литература | Н. Найдёнова “ Новая девочка”; А. Кузнецова “Подружки”; З. Александрова “Шарик”; Ю.Я. Яковлев “Рыцарь Вася”; В. Осеева “Синие листья”; В. Драгунский “Кот в сапогах”; Н. Носов “Когда мы смеёмся” |
Аудиовизуальные средства | Мультфильмы: “Кот-рыболов”,
“Тигрёнок в чайнике”, “Крошка енот”, “Каникулы
Бонифация”, “Ох и Ах”. Музыка: песенки В. Шаинского “Улыбка”, “По секрету” |
Досуги и развлечения | “День рождения детей”, “День рождение детского сада”, “Новогодний утренник”, “Праздники мам и бабушек”, “Ярмарка”, “В гостях у сказки”, “Здравствуй, цирк!”; “Посиделки” (журнал Дошкольное воспитание - 2/91) и др. |
Другие формы работы | Занятия психолога |
Работа с родителями | Консультации: “Характер формируется с детства”, “О детской драчливости”, Ребёнок и сверстники”, “Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни” |
Ребёнок на улице
Форма организации | Содержание |
Фронтальное занятие | Улица полна неожиданностей. (Как
вести себя на улице). Цель: расширять представление детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить видеть всё то, что представляет опасность для жизни и здоровья. (А.А. Вахрушев и др. Здравствуй, мир! – М.: “Баласс”, 2001). Зачем нужны дорожные знаки. Цель: закрепить знание детей о правилах поведения на улице; познакомить с дорожными знаками. |
Беседы | “Игры во дворе”, “Знаешь ли ты свой адрес, телефон” |
Продуктивная деятельность | Рисование: “Дети гуляют на
улице”, “Мы с мамой идём в детский сад” (А.П.
Аверьянова Изобразительная деятельность в
детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2001), “Машины на
нашей улице”. Аппликация: “Улица города” (З.А. Богатеева Занятия аппликацией в детском саду. — М., Просвещение, 1988). Конструирование: “Улица”, “Транспорт” |
Сюжетно-ролевые игры | “Регулировщик”, “Шофёр”, “Водитель автобуса” |
Развивающие игры | “Что такое хорошо и что такое плохо?”, “Кто больше назовёт?”, “Юные водители”, “Знаки на дорогах” |
Творческие игры | “Я пассажир”. Игра-драматизация “Сказочные герои на улицах города” |
Художественная литература | Г. Георгиев “Светофор”; О. Тарутин “Для чего нам светофор”; С. Михалков “Дядя Стёпа милиционер”; Н. Носов “Милиционер”, “Автомобиль” |
Аудиовизуальные средства | Иллюстрации, картинки о правилах дорожного движения |
Досуги и развлечения | “Путешествие в страну дорожных
знаков” (И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова Приходите к нам
на праздник: сборник сценариев для детей —
Ярославль, “Академия развития”, “Академия, К”,
1999). Викторина “Внимание: ребёнок и дорога” (журнал Дошкольное воспитание №12 за 1990 г.) |
Другие формы работы | Наблюдения за движением транспорта; за поведением пешеходов |
Работа с родителями | Анкетирование. Информационный стенд: “Ребёнок и улица”, “В городском транспорте” |