Введение
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Детство привычно воспринимать как поэтический возраст. Ребенок, словно поэт, открывающий в мире прекрасные стороны, ещё чужд требованиям насущных потребностей и перипетий жизни. Мир ему видится в цветах, формах, движениях, которые «делают его ареной красоты». Для ребенка мир – область его игр и его радости жизни. Детская жизнь состоит из фантазий и чувств, дети непрерывно раскрашивают её образами и формами, в которых красота преобладает « над всяким аспектом полезности» [1].
В детях существуют унаследованные и естественные различия темперамента, разнообразные устремления, их умственные способности и привычки специфичны. Все в разной мере соответствуют образу детства, который сегодня господствует в нашей культуре. Кроме того, в процессе воспитания, выходя из детских мечтаний, дети по-своему познают реальность вещей и, согласно личным запросам, находят свой путь в этом мире.
Учитывая важность позиций ответственности за всестороннее развитие детей, особое почтение, указываемое детство и его потребности жить в своем собственном мире и насколько возможно под защитой от худших сторон жизни, – всё это остается одной из задач духовно – нравственного воспитания и долгом педагогов.
Сказка в жизни ребенка
Духовно-нравственное воспитание должно позволить детям наслаждаться спокойствием своего мира. Время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую, а призваны восполнить педагогический долг по реализации права ребенка на счастье.
В духовно-нравственном воспитании ребенка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит почитать их или поставить аудиокассету, чтобы ещё и ещё раз услышать про своих любимых героев. Ребенок часто подражает им, старается быть на них похожим.
Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Будет более мудрым и созидательным. Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказка – это ещё терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.
Каждая сказка обладает своей неповторимостью.
Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом.
«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания», – писал великий поэт, обладавший энциклопедическими знаниями, выпускник лучшего учебного заведения России – Царскосельского лицея своему брату Льву Сергеевичу Пушкину.
Оказывается, без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно.
В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики.
В восприятии и оценках литературных произведений детьми также преобладают полярности, «белые» и «черные» тона. Вот почему сказки нужны детям, ведь в своих лучших образцах они, по словам В.А.Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, ненравственного впечатления».
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек.
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказку как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
Схема размышления над сказками и их обсуждение №1 [2]
Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарий |
Основная тема | Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.. | О чём эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы. |
Линия героев сказки. Мотивы поступков. | Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. | Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом. |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей. | Важно «составить список» способов преодоления трудностей детей героями сказки. | Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Всё решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? | Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. | Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношения к окружающему миру, другим героям. | Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни. |
Актуализированные чувства | Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему? | Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас. |
Образы и символы в сказках | Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. | Кто такой Иван Царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? | Можно привлекать не только собственные рассуждение на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенности юнгианские. |
Литература:
- Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб.: Алетея,1996,с.99.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 310 с.
- Реализация общих принципов конвенции о правах ребенка// Семья в Росси. – 1997. – № 4.
- Психолог в детском саду 2004 № 2.
- Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993. – 63с.
- «Долго ли до беды?» – педагогическая профилактика детского наркотизма. Автор А.Т.Макеева, И.А.Лысенко. (Линка-пресс. Москва.2000.)
- «Здравствуй» М.Л.Лазарев. Журнал «Детский сад от А до Я» № 6 – 2005 год.
- «Улыбка судьбы» Н.К.Медведева.
- «Наши талантливые малыши» Е.П.Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997 – №6.
- «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко.
- «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» О.А. Куревина.
- Комиссарова Л.Н. Кузнецова Г.В. «Ребенок в мире музыки». – М.: Школьная пресса, 2006. – 128с.
- Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
- Детский сад от А. до Я, №6 2005г.