Цель:расширять и обогащать представления детей о различных природных объектах.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды; рассказать о значении воды в нашей жизни.
- Продолжать развивать познавательный интерес; учить детей задавать вопросы, высказывать простейшие суждения; развивать любознательность, объяснять опыты, развивать логическое мышление, тактильное восприятие, мелкую моторику рук; активизировать и обогащать речь детей; учить изображать впечатления в рисунке.
- Воспитывать любовь к природе; прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях; показать необходимость воды для всего живого; учить беречь воду в кранах, т.е. продолжать формировать сознательное отношение к окружающей природе.
Словарная работа: пресная вода, круговорот воды в природе, фильтр.
Методическое обеспечение: Тазы с холодной, теплой водой. Кувшины с питьевой и соленой водой. Термос с горячей водой. Лейка. Мяч (пластмассовый, резиновый). Ложка металлическая. Гуашь. Салфетки и чашка. Зеркало (стекло). Иллюстрации. Глобус (карта, атлас). Яблоко (нож). Лабиринт «путь воды» (на каждого ребенка). Чертеж (круговорот воды в природе). Бумажные кораблики (на каждого ребенка). Силуэты тучек.
Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью музыки (шум моря, дождя, завывания вьюги, раскаты грома).
Ход занятия | Комментарии |
На столе у воспитателя стоит сундучок
(мотивация!), дети обращают внимание на него.
Воспитатель берет в руки сундучок и задает
вопрос: – Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей). – Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке? (Предположения детей). – Хотите посмотреть? (Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену). – Что это? (Дети называют) – Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета) – А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….) – Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов). Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус). – Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей) – Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей. – А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый) Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.) – А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша) – Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части) – Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается) – Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши) – А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей) – Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши. (Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):
– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все
поднимают руки) ФИЗМИНУТКА Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» –
воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают,
танцуют, разбегаются).
– Как вы понимает их смысл?
– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера). Релаксация – сесть удобно, включается
аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды;
закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей
журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь,
волнуется море, ревет водопад…) Итог занятия Продолжение на прогулке На прогулке – на столе подносы с
губками (на каждого ребенка – облака, сверху
сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают
губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек. После прогулки вечером в группе можно почитать сказку о воде. |
Проблема, побуждение, диалог к решению проблемы
Элементы ТРИЗа
Рисунок (Приложение 1) |