Конспект урока математики в 5-м классе. "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Разделы: Математика


Дидактические цели:

  • Обучающие:
    • научить учащихся самостоятельно формулировать математические правила;
    • сформировать умения по применению данного правила при работе с многозначными числами.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление через приёмы анализа и синтеза, сравнения, обобщения и доказательства;
    • формировать познавательные умения через формулировку проблем, выдвижение предложений, применение знаний в новой ситуации, проверки правильности решений;
    • развивать сенсорную систему, двигательную сферу и речевых навыков.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и доброжелательное отношение друг к другу в учебном процессе;
    • воспитывать способность к самоанализу.

Приложения:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Слайд 1.

– Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите на полях число, классная работа. Подпишите рабочие листы.

2. Устная работа

Слайд 2.

– Сегодня знаменательным день. 15 октября в 1608 г. родился итальянский физик и математик. Он внес большой вклад в развитие точных наук. Например, одно из его изобретений – это ртутный барометр для измерения атмосферного давления.

Слайд 3.

– Кто же он,  вы сможете узнать, вычислив цепочку математических выражений. В рабочем листе дана таблица для задания  №1 (Приложение 2). Работаем устно, не забывая фиксировать промежуточные результаты.

РЕШЕНИЕ

   Е       Л       Щ       Ч       Р       Т   

img1.gif (3592 bytes)
img2.gif (3270 bytes)

Давайте посмотрим, какая фамилия у нас получилось. (Торричелли)

3. Постановка учебной задачи

– Но не только великие умы делают открытия, и мы на уроках можем стать юными исследователями, открывая для себя новые законы математики.

Слайд 4.

– Ребята, к нам на урок прилетели гости с планеты БЛУК. У них возникла проблема вселенского масштаба. Эта планета очень маленькая и жителей там совсем мало, поэтому они не умеют выполнять действия с многозначными числами.
– Как вы думаете, чем мы можем помочь нашим гостям с планеты БЛУК?
– Какие действия можно выполнять с многозначными числами?
– Давайте сегодня на уроке мы остановимся на сложение и вычитание многозначных чисел.

Слайд 5.

– Записываем тему урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Слайд 6.

– Свои исследования надо записывать грамотно. Давайте научим наших гостей правильно писать математические термины. А для этого давайте вспомним основные компоненты при сложении и вычитании.

a + b = c               (слагаемое, сумма)
a – b = c               (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

– Вставьте пропущенные буквы в словах. Это задание №2 в рабочих листах (Приложение 2).

(Один ученик вставляет буквы на доске)

ОТВЕТ

  • Слагаемое
  • Сумма
  • Уменьшаемое
  • Вычитаемое
  • Разность

Слайд 7.

– Проверьте себя.

Слайд 8.

– Посмотрите, Трехглазик попробовал сам выполнить сложение и вычитание многозначных чисел.
– Все ли правильно он сделал?
– Как исправить эти ошибки?

– Попробуйте сформулировать правило сложения и вычитания многозначных чисел.

ПРАВИЛО

При сложении и вычитании многозначные числа записывают так, чтобы цифры одноименных разрядов были записаны друг под другом.

– Откройте учебник на стр. 52. Найдите и прочитайте, как это правило записано в учебнике.
– Чтобы Трехглазик лучше запомнил правило, пожалуйста, повторите его. (2 ученика)

4. Первичное закрепление материала

Проверочная работа (с взаимопроверкой)

– А сейчас – проверочная работа. Примените изученное правило при сложении и вычитании многозначных чисел. Работа по вариантам

Рабочие листы № 3 (Приложение 2)

1 вариант

84 273 + 1 328 564

2 вариант

5 806 052 – 39 371

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность решения.

Слайд 9

– Посмотрите правильные ответы на доске.

РЕШЕНИЕ

1 вариант                                       2 вариант

                       

5. Физкультминутка

Слайд 9.

– После умственной работы, надо нам немного передохнуть.

На доске пример писали,
Потом губкой вытирали,
Заглянули мы к соседу,
Отвернулись от него,
Потянулись, улыбнулись,
Еще раз мы повернулись.
Лучше нас на свете нет
И гостям большой привет!

6. Включение в систему знаний

– Продолжим нашу работу.

Слайд 10.

Решаем № 169 (а, б)  (стр. 52) – на доске с комментарием.

(2 ученика, спросить правило)

РЕШЕНИЕ

а) 68 622 + 485 992 = 554 614
б) 329 527 – 177 028 = 152 499

Слайд 10.

– На планете БЛУК живет ящерица Киндзя. Надо помочь ей купить фрукты.

Задача № 171. Для наглядности краткую запись можно оформить в виде схемы. Схему заполняем в рабочих листах № 4 (Приложение 2)
Решение записываем в тетрадь. (1 ученик у доски)

РЕШЕНИЕ

  • 1780 – 1250 = 530 (юке) – кабриосы
  • 1084 – 530 = 554 (юке) – пельсианы
  • 1250 – 554 = 696 (юке) – рангаты

Ответ: пельсианы 554 юке, рангаты 696 юке, кабриосы 530 юке.

7. Вторичное закрепление материала

Самостоятельная работа (разноуровневая)

– Наши гости очень спешили поделиться новыми знаниями с жителями планеты БЛУК, поэтому не попрощались с нами. Но они отправили нам послание. Давайте мы его расшифруем, выполнив самостоятельную работу. 1 и 2 варианты как обычно, 3 вариант выполняют (назвать детей, которые имеют удовлетворительную успеваемость)

Слайд 11

1 вариант

2 вариант

3 вариант

РЕШЕНИЕ

1 вариант

МОЛ  ОД  ЦЫ

2 вариант

СП  АС  ИБО

3 вариант

          УС  ПЕ  ХОВ

Собрать тетради с рабочими листами.
Спросить какие результаты получились по вариантам.

8. Подведение итогов (рефлексия деятельности)

– А за что нам блукчане сказали спасибо?
– Почему мы молодцы?
– Как оцените свою работу на уроке?
– Поднимите руку, кто считает, что на уроке работал на «отлично».
– А кто работал хорошо?
А кому надо еще поработать над данной темой? 
– За работу на уроке

(Объявить оценки за урок.)

9. Домашнее задание:

Слайд 12.

  • №170
  • На оценку – сделать карточку на сложение и вычитание девятизначных чисел. 6 примеров, на обороте  записать ответы.

– Я думаю, что жителям планеты БЛУК мы очень помогли. Они вместе с нами научились складывать и вычитать многозначные числа. Не зря говорят: «Кто управляет числами, тот управляет миром». Я надеюсь, что вы в будущем станете известными как Торричелли, Пифагор. И ваши маленькие открытия станут большими и значимыми.