Дидактические цели:
- Обучающие:
- научить учащихся самостоятельно формулировать математические правила;
- сформировать умения по применению данного правила при работе с многозначными числами.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление через приёмы анализа и синтеза, сравнения, обобщения и доказательства;
- формировать познавательные умения через формулировку проблем, выдвижение предложений, применение знаний в новой ситуации, проверки правильности решений;
- развивать сенсорную систему, двигательную сферу и речевых навыков.
- Воспитывающие:
- воспитывать целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и доброжелательное отношение друг к другу в учебном процессе;
- воспитывать способность к самоанализу.
Приложения:
- Презентация (Приложение 1)
- Рабочий лист ученика (Приложение 2)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Слайд 1.
– Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите на полях число, классная работа. Подпишите рабочие листы.
2. Устная работа
Слайд 2.
– Сегодня знаменательным день. 15 октября в 1608 г. родился итальянский физик и математик. Он внес большой вклад в развитие точных наук. Например, одно из его изобретений – это ртутный барометр для измерения атмосферного давления.
Слайд 3.
– Кто же он, вы сможете узнать, вычислив цепочку математических выражений. В рабочем листе дана таблица для задания №1 (Приложение 2). Работаем устно, не забывая фиксировать промежуточные результаты.
РЕШЕНИЕ
Е | Л | Щ | Ч | Р | Т |
Давайте посмотрим, какая фамилия у нас получилось. (Торричелли)
3. Постановка учебной задачи
– Но не только великие умы делают открытия, и мы на уроках можем стать юными исследователями, открывая для себя новые законы математики.
Слайд 4.
– Ребята, к нам на урок прилетели гости с
планеты БЛУК. У них возникла проблема
вселенского масштаба. Эта планета очень
маленькая и жителей там совсем мало, поэтому они
не умеют выполнять действия с многозначными
числами.
– Как вы думаете, чем мы можем помочь нашим
гостям с планеты БЛУК?
– Какие действия можно выполнять с
многозначными числами?
– Давайте сегодня на уроке мы остановимся на
сложение и вычитание многозначных чисел.
Слайд 5.
– Записываем тему урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Слайд 6.
– Свои исследования надо записывать грамотно. Давайте научим наших гостей правильно писать математические термины. А для этого давайте вспомним основные компоненты при сложении и вычитании.
a + b = c (слагаемое, сумма)
a – b = c (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
– Вставьте пропущенные буквы в словах. Это задание №2 в рабочих листах (Приложение 2).
(Один ученик вставляет буквы на доске)
ОТВЕТ
- Слагаемое
- Сумма
- Уменьшаемое
- Вычитаемое
- Разность
Слайд 7.
– Проверьте себя.
Слайд 8.
– Посмотрите, Трехглазик попробовал сам
выполнить сложение и вычитание многозначных
чисел.
– Все ли правильно он сделал?
– Как исправить эти ошибки?
– Попробуйте сформулировать правило сложения и вычитания многозначных чисел.
ПРАВИЛО
При сложении и вычитании многозначные числа записывают так, чтобы цифры одноименных разрядов были записаны друг под другом.
– Откройте учебник на стр. 52. Найдите и
прочитайте, как это правило записано в учебнике.
– Чтобы Трехглазик лучше запомнил правило,
пожалуйста, повторите его. (2 ученика)
4. Первичное закрепление материала
Проверочная работа (с взаимопроверкой)
– А сейчас – проверочная работа. Примените изученное правило при сложении и вычитании многозначных чисел. Работа по вариантам
Рабочие листы № 3 (Приложение 2)
1 вариант
84 273 + 1 328 564
2 вариант
5 806 052 – 39 371
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность решения.
Слайд 9
– Посмотрите правильные ответы на доске.
РЕШЕНИЕ
1 вариант 2 вариант
5. Физкультминутка
Слайд 9.
– После умственной работы, надо нам немного передохнуть.
На доске пример писали,
Потом губкой вытирали,
Заглянули мы к соседу,
Отвернулись от него,
Потянулись, улыбнулись,
Еще раз мы повернулись.
Лучше нас на свете нет
И гостям большой привет!
6. Включение в систему знаний
– Продолжим нашу работу.
Слайд 10.
Решаем № 169 (а, б) (стр. 52) – на доске с комментарием.
(2 ученика, спросить правило)
РЕШЕНИЕ
а) 68 622 + 485 992 = 554 614
б) 329 527 – 177 028 = 152 499
Слайд 10.
– На планете БЛУК живет ящерица Киндзя. Надо помочь ей купить фрукты.
Задача № 171. Для наглядности краткую
запись можно оформить в виде схемы. Схему
заполняем в рабочих листах № 4 (Приложение
2)
Решение записываем в тетрадь. (1 ученик у доски)
РЕШЕНИЕ
- 1780 – 1250 = 530 (юке) – кабриосы
- 1084 – 530 = 554 (юке) – пельсианы
- 1250 – 554 = 696 (юке) – рангаты
Ответ: пельсианы 554 юке, рангаты 696 юке, кабриосы 530 юке.
7. Вторичное закрепление материала
Самостоятельная работа (разноуровневая)
– Наши гости очень спешили поделиться новыми знаниями с жителями планеты БЛУК, поэтому не попрощались с нами. Но они отправили нам послание. Давайте мы его расшифруем, выполнив самостоятельную работу. 1 и 2 варианты как обычно, 3 вариант выполняют (назвать детей, которые имеют удовлетворительную успеваемость)
Слайд 11
1 вариант
2 вариант
3 вариант
РЕШЕНИЕ
1 вариант
МОЛ ОД ЦЫ
2 вариант
СП АС ИБО
3 вариант
УС ПЕ ХОВ
Собрать тетради с рабочими листами.
Спросить какие результаты получились по
вариантам.
8. Подведение итогов (рефлексия деятельности)
– А за что нам блукчане сказали спасибо?
– Почему мы молодцы?
– Как оцените свою работу на уроке?
– Поднимите руку, кто считает, что на уроке
работал на «отлично».
– А кто работал хорошо?
А кому надо еще поработать над данной темой?
– За работу на уроке
(Объявить оценки за урок.)
9. Домашнее задание:
Слайд 12.
- №170
- На оценку – сделать карточку на сложение и вычитание девятизначных чисел. 6 примеров, на обороте записать ответы.
– Я думаю, что жителям планеты БЛУК мы очень помогли. Они вместе с нами научились складывать и вычитать многозначные числа. Не зря говорят: «Кто управляет числами, тот управляет миром». Я надеюсь, что вы в будущем станете известными как Торричелли, Пифагор. И ваши маленькие открытия станут большими и значимыми.