Урок литературного чтения во 2-м классе. Тема: Х.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие:
    • продолжить работу по формированию навыков правильного и выразительного чтения;
    • закрепить умение работать над трудными словами;
    • продолжить знакомство с литературными жанрами;
    • учиться понимать литературное произведение;
    • расширить знания о творчестве Г.Х.Андерсена;
    • провести анализ данного произведения;
    • учить работать с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, "мелочи";
    • учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме.
    • учить соотносить пословицы с содержанием изучаемого произведения;
    • совершенствовать навыки выразительного чтения;
    • продолжить знакомство с понятиями "автор", "название", "жанр", "сказка", "зачин", "повторы", "концовка";
    • продолжить формирование умения находить в тексте "ключевые" слова;
    • начать формирование умения анализировать характер героя по его словам.
  • Развивающие:
    • развивать воображение, слух, видение мира, язык;
    • развивать самостоятельность, эмоциональное восприятие художественных произведений;
    • расширять лексику, кругозор, обогащать словарный запас
  • Воспитательные:
    • воспитывать доброту, прививать любовь ко всему живому;
    • способствовать пониманию такой мировоззренческой идеи, как взаимосвязь слов автора с чертами характера героя.

Средства достижения поставленных целей:

– для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;
– для развития самостоятельности организовать на уроке самостоятельную работу с текстом;
– для актуализации внутреннего потенциала ребенка вызвать то или иное переживание, что будет способствовать воспитанию талантливого читателя.
– установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
– для решения задач эстетического, трудового, нравственного воспитания включить в урок следующее содержание: работа над философском смыслом жизни; сравнение разных типов персонажей; беседа о будущем учащихся.
– для воспитания таких нравственных качеств, как товарищество, взаимовыручка, взаимопомощь организовать на уроке работу в парах, групповую работу.

Оборудование урока:

  • учебник «Литературное чтение». 2 класс Л.А.Ефросинина.
  • магнитная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютерная презентация;
  • физкульминутки.
  • карточки для коллективной творческой работы.
  • материалы для творческой парной работы.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

А теперь проверь дружок –
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку …

– Сегодня на уроке мы узнаем новую сказку, выясним философский смысл жизни – что значит приносить радость людям, поработаем по одному, в группах, коллективно.
– Что нам надо для работы? (Ум, вниманье, доброта.)
– Улыбнитесь мне немного и скорее в путь-дорогу. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, вам обязательно пригодится.

2. Вводная беседа

– Кто же зовет нас в новую сказку? Отгадайте кто автор этих строк?

В цветущей Дании, где свет увидел я
Берёт мой род своё начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя.

– Кому принадлежат эти строки?

Биография автора. (Презентация)

– В честь дня его рождения 2 апреля проводится Международный день детской книги. А как называется сказка, которую мы будем читать, вы узнаете когда отгадаете загадку.

Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.

3. Первичное чтение

Учитель. О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)

4. Проверка первичного восприятия

Учитель. О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)
Учитель. Какие чувства у вас вызвала сказка? (Ответы детей)
Учитель. Когда стало особенно грустно? (Ответы детей)
Учитель. Менялось ли ваше настроение? (Ответы детей)

5. Словарная работа (работа в парах)

Учитель. Ребята, вам встретились слова, которые были непонятны. (Ответы детей) Вам предстоит очень ответственная работа. Мы будем работать в парах. Вы должны объяснить значение слов.

(Ученики получают карточки, на которых написаны группы перечисленных слов)

  • дощатый подоконник
  • женщина была прилежная
  • чердачное окошко
  • девочка была тоненькая и тщедушная
  • водосток
  • бечевка
  • зоб
  • желоб
  • блаженство
  • они не миновали ружья
  • на щеках горел румянец
  • тесная каморка
  • черная работа
  • затхлая вода

6. Вторичное чтение

Прочитать 1 часть.

7. Анализ. Выборочное чтение

Учитель. Похоже, ли начало произведения Андерсена на волшебную сказку?
Учитель. Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
Учитель. Как называется дом, в котором жили горошины?
Учитель. Как меняется цветной мир стручка?
Учитель. О чём мечтали горошины?
Учитель. Что стало причиной путешествия горошин по свету?
Учитель.Давайте понаблюдаем за характерами горошин, все ли они одинаковые.
Учитель. Найдите слова, которые помогают нам узнать характер каждой горошины.
Учитель. Приготовьтесь читать слова выразительно, соответственно характеру горошины.
Учитель. Куда попала пятая горошина?
Учитель. Кто там жил?
Учитель. Как они жили? Зачитайте.
Учитель. Какой мы видим девочку? Зачитайте.

8. Физминутка

Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует балерина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево-вправо, десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1, 2, 3, 4 5 повторяйте-ка опять: 1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть.

9. Чтение обучающимися второй части. Ответы на вопросы к тексту

Учитель. Какое чудо произошло?
Учитель. Почему можно назвать это чудом?
Учитель. Давайте понаблюдаем, как происходило это чудо.
Учитель. Какие изменения происходили с горошиной, и как изменялась девочка? (К доске учитель прикрепляет слова после ответов детей)

Горошинка

– пустила ростки;
– с каждым днем все заметнее рос;
– побеги росли и ползли вверх;
– распустился цветок горошка.

Девочка

– худенькая и тщедушная;


– говорила живее;
– сама приподнималась;
– долго сидела;
– глазки блестели;
– румяная, здоровая с сияющими глазами.

10. Работа в тетради

Учитель. Как вы думаете, какая черта характера помогла девочке выздороветь?
Учитель. Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?
Учитель. Давайте предположим, что могло бы случиться, если бы горошина не попала на чердак?

11. Итог урока

– Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой? (Хорош тот, кто доставляет радость другим).
– Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям.
– Кому понравилась эта сказка?
– Кто захотел почитать книги Андерсена?

12. Домашнее задание: придумать сказку.