Цель урока: познакомить учащихся с единообразным написанием предлогов
Задачи урока:
- вывести правило о единообразном написании предлогов;
- развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать, формулировать выводы;
- развивать речь учащихся, умение работать в парах, группах;
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева "Русский язык. 2 класс", картинка Дед Буквоед, карточки со словами ДИМА ВЫНУЛ ШКАФА КНИГУ, карточки с предлогами, альбомные листы, клей, карточки с выводами.
Ход урока
Орг. момент
Сегодня к нам на урок русского языка пришёл Дед Буквоед (далее ДБ). Он приготовил для вас интересные задания. Вы хотите их выполнить?
Чистописание
Первое задание ДБ "Безотрывно напишите цепочку букв прдлг"
Актуализация знаний
Посмотрите внимательно на цепочку букв. В этой цепочке зашифровано слово, из которого убежали все гласные букв. Какое это слово? (предлог)
- Почему ДБ загадал это слово? (мы изучаем тему "Предлог")
- Что нам уже известно о предлогах? (предлоги служат для связи слов в предложении, предлог со словом пишется раздельно) Карточки с выводами закрепляются на доске.
- Как вы думаете, всё ли мы знаем о предлогах? (нет)
Сегодня нам предстоит открыть новое знание о предлоге.
Создание проблемной ситуации
Выполните следующее задание ДБ "Составьте, из слов ДИМА ШКАФА ВЫНУЛ КНИГУ
предложение" У каждого ученика на столе карточки со словами ДИМА ВЫНУЛ ШКАФА КНИГУ
Вы смогли выполнить задание? (нет, потому что нет предлога)
Возьмите пустую карточку, и запишите на ней предлог.
- Какие предлоги записали? (ис, из, иш)
- Сколько в классе мнений? (несколько разных мнений)
- Почему так получилось? (предлог слышится не чётко; не знаем, как написать предлог)
- Чего мы не знаем? (как правильно пишутся предлоги, отчего зависит написание предлогов)
Тема урока
Сформулируйте тему урока. (Правописание предлогов)
Поставьте учебную задачу. (Вывести правило о правописании предлогов)
Открытие нового знания
ДБ предлагает вам следующее задание.
Откройте учебники, найдите на стр. 37 упр. 287. Из предложений выпишите слова с предлогами.
- к реке в поход
- к берегу в лесу
Прислушайтесь к произношению предлогов, что заметили? (слышим предлоги по-разному: к реке г берегу, ф поход, в лесу) Как записаны предлоги? (пишем предлоги одинаково, независимо от их произношения)
- Сделайте вывод о правописании предлогов (написание предлогов не зависит от произношения) Карточка с выводом прикрепляется к доске.
- Проверим наш вывод по учебнику (чтение правила в учебнике)
- Что можно дополнить к нашему выводу? (предлоги пишутся всегда одинаково)
Физминутка
Покажите, что будет обозначать предлог по отношению к вам. НАД вами, ОКОЛО вас, ЗА вами, У вас, ПЕРЕД вами, К вам, ОТ вас, ПОД вами.
Первичное закрепление нового материала
- К какому выводу мы пришли? (предлоги пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения)
- Проговорите правило в парах.
- Что нужно сделать, чтобы правильно писать предлоги? (запомнить предлоги)
- Легко ли это сделать? (нет, потому что предлогов много)
Классификация предлогов
ДБ предлагает вам поработать в четвёрках и разбить предлоги на группы, чтобы их было легче запомнить.
Каждая группа получает карточки с предлогами В С У ОТ ПО ПРО НА ЗА НАД ИЗ ЧЕРЕЗ, альбомные листы, клей.
Учащиеся разбивают предлоги на группы, по самостоятельно выбранному признаку (карточки с предлогами наклеивают на альбомные листы по группам)
Какие группы предлогов у вас получились? Какое основание у каждой группы? (четвёрки представляют свою работу)
Количество букв в предлоге | Написание предлогов с гласной буквой О, А, согласной буквой З |
В С У | ОТ ПО ПРО |
ОТ ПО НА ЗА ИЗ | НА ЗА НАД |
ПРО НАД БЕЗ | ИЗ БЕЗ ЧЕРЕЗ |
ЧЕРЕЗ |
Какая классификация предлогов удобнее для запоминания? (по написанию предлогов)
Прочитайте ещё раз правило, какое задание предлагаете выполнить? (дополнить группу предлогов с гласной буквой О)
Физминутка
Изобразите букву О, А.
Я называю предлог, а вы показываете букву, которую нужно писать в этом предлоге. НА ОТ ОКОЛО ДО ЗА НАД ПОД ОБ О ДО
Закрепление изученного материала
Что нужно сделать, чтобы предлоги писать правильно? (запомнить написание предлогов)
Вернёмся к предложению: Дима вынул книгу ____ шкафа.
Какой вариант написания предлога правильный? (ИЗ, т.к. другого предлога в русском языке нет)
Запишите предложение в тетрадь правильно.
ДБ предлагает такое задание: "Из стиха выпишите только предлоги"
Из школы, к морю, на машине,
У друга, с мамой, в магазине,
От дома, около буфета,
За поворотом, до рассвета,
Грибы под деревом искал.
А ты предлоги здесь узнал?
Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют задание по образцу на доске)
ДБ предлагает вам познакомиться с заданиями в упр.280 и упр.281. Самостоятельно выбрать сложность задания и выполните упражнение.
Самопроверка (образец задания на доске)
Д Б принёс на урок слова СОСНА КОЗА, почему? Какие предлоги спрятались в этих словах?
(в них спрятались предлоги С-О-С-НА К-О-ЗА)
Итог урока
ДБ просит сформулируйте вопросы по теме урока и задать их классу.
Молодцы, вы справились со всеми заданиями ДБ. Он приготовил для вас новую страничку для любознательных.
"Слово ПРЕДЛОГ пришло из греческого языка. В буквальном переводе - перед словом. В русском языке около 200 предлогов. Чаще всего в речи употребляются предлоги В, НА."
Домашнее задание
Упр. 287. * Придумать стих-правило на тему урока.
Рефлексия
- Какая стояла учебная задача на уроке? (вывести новое правило о правописании предлогов)
- Кто считает, что усвоил новое правило о правописании предлогов, прикрепите у ДБ зелёный кружочек.
- Кто считает, что ещё затрудняется написать предлог, прикрепите у ДБ жёлтый кружочек.
- Кто на уроке испытывал трудности и плохо понял материал, прикрепите у ДБ красный кружочек.