Интеллектуальная игра для педагогов "Государство и право"

Разделы: Работа с дошкольниками


Построение правового государства и гражданского общества – это сегодняшний день России. В связи с этим повышение правовой культуры граждан стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь для того, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы, современному человеку нужны определенные знания, умения и навыки. Получение положительных результатов может быть гарантировано при планомерной постоянной работе, которая и  обеспечит повышение правовой культуры и предусматривает использование различных форм работы с детьми, родителями и педагогами.

Работа по повышению правовой культуры позволяет разнообразить формы правового просвещения всех субъектов образования.

Цель: побуждать интерес к участию в политической жизни страны, к политическим процессам, происходящим в обществе, в том числе выборам и референдумам, способствовать становлению ответственных граждан.

Задачи:

  • повышение уровня правовой грамотности педагогов;
  • подведение участников игры к выводу, что способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека;
  • стимулирование активной, ответственной жизненной гражданской позиции.

Оборудование и подготовка игры:

  • две команды по 5 человек;
  • 2 мольберта;
  • карточки с заданиями;
  • слайды с названием игры;
  • ватман – 4 листа, маркер – 2 штуки, гуашь – 2 набора, кисти.

ХОД ИГРЫ.

Ведущий: Впервые избирательные права гражданам России были предоставлены в 1906 году во время первой русской революции. В дореволюционной России более половины граждан не имели избирательных прав – женщины. Военные, молодёжь до 25 лет, жители национальных окраин. В течение многих лет всеобщее избирательное право было основной целью политической борьбы. Сейчас действующая конституция РФ представляет это право всем гражданам нашей страны. Но, к сожалению не все понимают важность значимость этих прав. Эти права дают каждому человеку возможность непосредственно или через своих представителей участвовать в политической жизни страны, влиять на принятие важных государственных вопросов, а значит и на судьбу страны.

– Сегодня мы рады приветствовать команды-участницы на игре «Государство и право», посвящённой избирательному праву.
Предлагаем нашим участникам придумать названия своих команд.

Представление жюри.

Ведущий:  Наш первый конкурс называется “Блицтурнир”. (Приложение 1)

 Задаются по очереди вопросы двум командам, ответ дается сразу.

  1. Основной закон государства.
  2. Исполнительная власть в РФ принадлежит.
  3. Всенародное голосование по вопросам государственного значения.
  4. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
  5. Как называется Парламент РФ.
  6. Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ
  7. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством?  
  8. Главный избирательный орган страны.
  9. Основные символы государственной власти.
  10. Выборы депутатов парламента проходят каждые…
  11. Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится.
  12. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее…  

Ведущий: Наш первый конкурс “Блицтурнир” окончен. Предлагаем жюри оценить ответы участников. (1 балл за каждый правильный ответ).

Ведущий: В своё время (на рубеже XIX- XX вв.) в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б. Н. Алмазова:

По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сил исчадья сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал,
Не влезает в формы узкие
Юридических начал.

– Когда мы говорим о том, чему нас “учит” закон, неверно ограничиваться вопросами о знании или незнании правовых норм. Речь должна идти о чем-то большем, о том, что является наиболее полным выражением правовой образованности – о правовой культуре.
Наш следующий конкурс так и называется: “О правовой культуре”.

Карточка №1

Сейчас давайте  представим, что такое правовая культура. Для этого на листе ватмана нарисуйте схематически дом в три этажа. На каждом этаже “расположена одна из трех характеристик правовой культуры: правовые знания и умения ими пользоваться:

  • положительное отношение к праву (уважение к праву);
  • правомерное (правопослушнное) поведение;
  • действия в соответствии с законом.

Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.

Теперь дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается).

Поместите в него всё, что вам покажется существенным из следующего перечня составляющих общей культуры:

– нравственная культура;
– художественная культура;
– сельскохозяйственная культура;
– политическая культура;
– техническая культура;
– физическая культура;
– информационная культура.

Итак, команды. Дом готов! Предлагаем Вам выступить в роли архитекторов. Объясните свой выбор – прокомментируйте схему дома под названием “Правовая культура”.

(Жюри оценивает схему и защиту – 3 балла)

Карточка №2

1) В одном американском фильме авантюрист, мелкий воришка по фамилии Джонсон становится членом Сената благодаря известной фамилии. Избиратели голосовали не за идею, не за человека, а за известную фамилию. “За кого голосуем?” – спрашивает муж жену. “Как всегда за Джонсона. Мы всегда голосуем за Джонсонов”.
Охарактеризуйте политическую культуру этой семейной пары.

2) Один избиратель рассказал: “Я не знал, за какую партию голосовать. Проголосовал за ту, которая прямо противоположна партии, которой я не симпатизирую. Пусть последней будет хуже”.
Второй в ответ поведал: “А я тоже не знал, за кого голосовать и ни за кого не стал опускать бюллетень”.
Поведение кого из этих избирателей кажется вам политически более грамотным, зрелым?

(Жюри оценивает – 2 балла.)

Ведущий: Настало время объявить следующий конкурс. Он называется: “Викторина. Как я знаю избирательное право?”  (Приложение 2)

Жюри оценивает конкурс так: 1 правильный ответ – 1 балл. Каждой команде будет задано 10 вопросов. Следовательно, максимальное количество баллов за участие в этом конкурсе – 10 баллов.

  1. Принципы избирательного права?
  2. Активное избирательное право – это …?
  3. Государственная дума состоит из … ?
  4. Для избрания депутатом в Государственную Думу необходимо достичь возраста …?
  5. Для избрания президентом достичь возраста …?
  6. Сколько дней длится предвыборная агитация в СМИ?
  7. Какой день называют «днём тишины»?
  8. Когда была принята действующая Конституция РФ?
  9. Как называется церемония вступления Президента РФ в должность?
  10. На какой срок избирается Президент РФ?
  11. Всенародное голосование – это …?
  12. Кто по Конституции РФ является главой государства?
  13. Три ветви государственной власти?
  14. Пассивное избирательное право?
  15. По какой избирательной системе проходили последние выборы в Государственную Думу?
  16. Какая партия получила большинство голосов на последних выборах в государственную думу?
  17. Сколько раз подряд одно и тоже лицо может избираться Президентом РФ?
  18. Какие избирательные бюллетени считаются испорченными?
  19. Могут ли религиозные организации вносить пожертвования в избирательные фонды?
  20. Кто определяет формы и методы предвыборной агитации?

Ведущий: Наступило время нашего последнего конкурса. Он называется “Агиткампания”. Какие же выборы обходятся без агитации: плакаты, листовки, призывы – все это окружает нас в предвыборной кампании.
Предлагаем командам-участницам придумать свой плакат или листовку, призывающие принять участие в выборах.

(На столах подготовлен необходимый инвентарь).

Время на выполнении этого задания – 5 минут.
Максимальная оценка – 5 баллов.  

Поведение итогов; награждение команд.

Ведущий: Итак, наша игра окончена. Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство не что иное, как жажда знать больше. Разве не любопытно больше узнать о том, о чём можно говорить часами – о политике?
Вы самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В вашей жизни много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будете ли Вы голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – Вы будете делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть Ваша дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет.