Построение правового государства и гражданского общества – это сегодняшний день России. В связи с этим повышение правовой культуры граждан стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь для того, чтобы разобраться в сложной жизненной ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы, современному человеку нужны определенные знания, умения и навыки. Получение положительных результатов может быть гарантировано при планомерной постоянной работе, которая и обеспечит повышение правовой культуры и предусматривает использование различных форм работы с детьми, родителями и педагогами.
Работа по повышению правовой культуры позволяет разнообразить формы правового просвещения всех субъектов образования.
Цель: побуждать интерес к участию в политической жизни страны, к политическим процессам, происходящим в обществе, в том числе выборам и референдумам, способствовать становлению ответственных граждан.
Задачи:
- повышение уровня правовой грамотности педагогов;
- подведение участников игры к выводу, что способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека;
- стимулирование активной, ответственной жизненной гражданской позиции.
Оборудование и подготовка игры:
- две команды по 5 человек;
- 2 мольберта;
- карточки с заданиями;
- слайды с названием игры;
- ватман – 4 листа, маркер – 2 штуки, гуашь – 2 набора, кисти.
ХОД ИГРЫ.
Ведущий: Впервые избирательные права гражданам России были предоставлены в 1906 году во время первой русской революции. В дореволюционной России более половины граждан не имели избирательных прав – женщины. Военные, молодёжь до 25 лет, жители национальных окраин. В течение многих лет всеобщее избирательное право было основной целью политической борьбы. Сейчас действующая конституция РФ представляет это право всем гражданам нашей страны. Но, к сожалению не все понимают важность значимость этих прав. Эти права дают каждому человеку возможность непосредственно или через своих представителей участвовать в политической жизни страны, влиять на принятие важных государственных вопросов, а значит и на судьбу страны.
– Сегодня мы рады приветствовать
команды-участницы на игре «Государство и право»,
посвящённой избирательному праву.
Предлагаем нашим участникам придумать названия
своих команд.
Представление жюри.
Ведущий: Наш первый конкурс называется “Блицтурнир”. (Приложение 1)
Задаются по очереди вопросы двум командам, ответ дается сразу.
- Основной закон государства.
- Исполнительная власть в РФ принадлежит.
- Всенародное голосование по вопросам государственного значения.
- Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
- Как называется Парламент РФ.
- Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ
- Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством?
- Главный избирательный орган страны.
- Основные символы государственной власти.
- Выборы депутатов парламента проходят каждые…
- Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится.
- Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее…
Ведущий: Наш первый конкурс “Блицтурнир” окончен. Предлагаем жюри оценить ответы участников. (1 балл за каждый правильный ответ).
Ведущий: В своё время (на рубеже XIX- XX вв.) в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б. Н. Алмазова:
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сил исчадья сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал,
Не влезает в формы узкие
Юридических начал.
– Когда мы говорим о том, чему нас “учит”
закон, неверно ограничиваться вопросами о знании
или незнании правовых норм. Речь должна идти о
чем-то большем, о том, что является наиболее
полным выражением правовой образованности – о
правовой культуре.
Наш следующий конкурс так и называется: “О
правовой культуре”.
Карточка №1
Сейчас давайте представим, что такое правовая культура. Для этого на листе ватмана нарисуйте схематически дом в три этажа. На каждом этаже “расположена одна из трех характеристик правовой культуры: правовые знания и умения ими пользоваться:
- положительное отношение к праву (уважение к праву);
- правомерное (правопослушнное) поведение;
- действия в соответствии с законом.
Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.
Теперь дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается).
Поместите в него всё, что вам покажется существенным из следующего перечня составляющих общей культуры:
– нравственная культура;
– художественная культура;
– сельскохозяйственная культура;
– политическая культура;
– техническая культура;
– физическая культура;
– информационная культура.
Итак, команды. Дом готов! Предлагаем Вам выступить в роли архитекторов. Объясните свой выбор – прокомментируйте схему дома под названием “Правовая культура”.
(Жюри оценивает схему и защиту – 3 балла)
Карточка №2
1) В одном американском фильме авантюрист,
мелкий воришка по фамилии Джонсон становится
членом Сената благодаря известной фамилии.
Избиратели голосовали не за идею, не за человека,
а за известную фамилию. “За кого голосуем?” –
спрашивает муж жену. “Как всегда за Джонсона. Мы
всегда голосуем за Джонсонов”.
Охарактеризуйте политическую культуру этой
семейной пары.
2) Один избиратель рассказал: “Я не знал, за
какую партию голосовать. Проголосовал за ту,
которая прямо противоположна партии, которой я
не симпатизирую. Пусть последней будет хуже”.
Второй в ответ поведал: “А я тоже не знал, за кого
голосовать и ни за кого не стал опускать
бюллетень”.
Поведение кого из этих избирателей кажется вам
политически более грамотным, зрелым?
(Жюри оценивает – 2 балла.)
Ведущий: Настало время объявить следующий конкурс. Он называется: “Викторина. Как я знаю избирательное право?” (Приложение 2)
Жюри оценивает конкурс так: 1 правильный ответ – 1 балл. Каждой команде будет задано 10 вопросов. Следовательно, максимальное количество баллов за участие в этом конкурсе – 10 баллов.
- Принципы избирательного права?
- Активное избирательное право – это …?
- Государственная дума состоит из … ?
- Для избрания депутатом в Государственную Думу необходимо достичь возраста …?
- Для избрания президентом достичь возраста …?
- Сколько дней длится предвыборная агитация в СМИ?
- Какой день называют «днём тишины»?
- Когда была принята действующая Конституция РФ?
- Как называется церемония вступления Президента РФ в должность?
- На какой срок избирается Президент РФ?
- Всенародное голосование – это …?
- Кто по Конституции РФ является главой государства?
- Три ветви государственной власти?
- Пассивное избирательное право?
- По какой избирательной системе проходили последние выборы в Государственную Думу?
- Какая партия получила большинство голосов на последних выборах в государственную думу?
- Сколько раз подряд одно и тоже лицо может избираться Президентом РФ?
- Какие избирательные бюллетени считаются испорченными?
- Могут ли религиозные организации вносить пожертвования в избирательные фонды?
- Кто определяет формы и методы предвыборной агитации?
Ведущий: Наступило время нашего
последнего конкурса. Он называется
“Агиткампания”. Какие же выборы обходятся без
агитации: плакаты, листовки, призывы – все это
окружает нас в предвыборной кампании.
Предлагаем командам-участницам придумать свой
плакат или листовку, призывающие принять участие
в выборах.
(На столах подготовлен необходимый инвентарь).
Время на выполнении этого задания – 5 минут.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Поведение итогов; награждение команд.
Ведущий: Итак, наша игра окончена.
Большинство великих людей, которые добились
больших успехов в науке и творчестве, были
любопытными в детстве. Любопытство не что иное,
как жажда знать больше. Разве не любопытно больше
узнать о том, о чём можно говорить часами – о
политике?
Вы самостоятельная личность, которая может
принимать решения, делать выбор и влиять на
решение серьёзных вопросов! В вашей жизни много
выборов – маленьких и больших, простых и сложных.
Будете ли Вы голосовать за кандидата в
Президенты, или решать по какой дороге пойти – Вы
будете делать выбор, от которого, так или иначе,
будет зависеть Ваша дальнейшая судьба в
следующие несколько минут или лет.