Цели:
- систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки;
- прививать любовь к своей малой родине;
- развивать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- воспитание культуры общения.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Технология: интеграция, использование ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, мяч.
В течение всего урока используется презентация, на которой задания к уроку, фотографии, стихотворения учащихся гимназии № 69.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока (Презентация, слайды 1-2)
– Я приглашаю вас, ребята, совершить заочную экскурсию в прошлое нашего города Краснодара и перелистать страницы его истории. А заодно вы убедитесь, какая это важная часть речи – числительное. Ведь задача нашего урока – повторить все, что мы о числительном знаем. Еще мы должны проверить, умеете ли вы на практике применять свои знания о склонении числительных, правильно ли употребляете числительные в речи, правильно ли их произносите. А назвала я наш урок: «Екатеринодар – град казачий» (3 слайд).
2. Разминка
(4 слайд)
Краснодар ра(с, з)кинулся на правом берегу реки
К(к)убани на площад… около 690 квадратных
ки(л,лл)ометров. Ближайшее ра(с,сс)тояние от
Краснодара до Ч…рного моря – 82 ки(л,лл)ометра.
Город – крупнейший промышленный и курортный
центр К(к)убани. В нём прож…вает 735 тысяч(?)
человек.
Задания к тексту:
1. Прочитать текст.
2. Объяснить орфограммы в словах (добиваться
полных ответов, правильного определения
орфограмм).
3. Объяснить постановку тире в предложении (Город
– крупнейший промышленный и курортный центр
К(к)убани).
После того, как текст проанализирован, задаю вопросы:
- Назовите числительные в этом тексте (690, 82, 735)
- Как вы узнали, что именно эти слова числительные?
Наше творчество (стихи учащихся о городе) (5 слайд)
Любимый город мой, в котором я родился!
Любимый город мой, в котором я учусь!
Любимая кубанская столица,
Тобою я так искренне горжусь!
Горжусь твоими щедрыми садами,
Былинною историей твоей,
Твоими золотыми куполами
И улицею Красною моей!Порох Алексей, 6 «В» класс, гимназия №69
3. Мозговая атака
Суть её заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект атаки – «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Задающий вопросы ученик – «атакующий» – должен формулировать его чётко, лаконично. Соответственно «атакующий» и сам должен знать ответ на задаваемый вопрос. В случае если «атакуемый» не знает ответа на поставленный вопрос, «атакующий» сам должен дать ответ. (Это один из эффективнейших видов работы, так как позволяет включить в работу весь класс, учит ребят чётко формулировать вопросы и выстраивать ответы в соответствии с ними, приучает к активной речевой деятельности, что в настоящее время является важнейшим компонентом изучения языка; также ребята учатся быть корректными собеседниками и слушателями. Кроме этого, такой вид работы позволяет оценить активность 5-6 учащихся. После проведения мозговой атаки прошу ребят прокомментировать и оценить ответы «атакуемого», но не только эмоционально, но и критически, при этом вырабатывается умение давать аргументированную оценку ответа товарища. Такие задания помогают развитию логического мышления учащихся, укрепляют память.
Примерные вопросы:
– Что называется числительным?
– На какие две группы делятся числительные?
– Как отличить имена числительные от других
частей речи, имеющих числовое значение?
– Какие это части речи: пятерка, четыре, седьмой,
семицветный?
– В каких числительных пишется мягкий знак в
середине?
– Как склоняются порядковые числительные?
– Чем отличаются простые числительные от
составных?
– Какова синтаксическая роль числительных в
предложении?
– Назовите числительные, которые наиболее часто
употребляются в речи.
4. Комментированное письмо (6 слайд)
Задание: Прочитать предложения; записать числительные вместе с теми словами, к которым они относятся, заменяя числительные словами. Определить разряд и падеж числительных. Объяснить правописание числительных (ь в конце и середине числительных). Указать, каким членом предложения является числительное.
(Работа ведется по цепочке: учащийся читает предложение, называет числительное, если оно в предложении есть, выполняет задание.)
(7 слайд)
Своё название город получил в честь императрицы Екатерины II, которая подарила казакам земли Западного Предкавказья.
Наше творчество (стихи учащихся о городе) (8 слайд)
Краснодар! Мой город красный!
Здесь живу я, подрастаю.
Много улиц есть прекрасных,
По которым я гуляю.
Здесь стоит Екатерина,
Рядом с нею казаки.
Землю им она дарила
У Кубани, у реки.
И наказ такой давала,
Чтоб границы охраняли,
Им царица доверяла:
Смелы были, дело знали.
И теперь она взирает
С постамента на всех нас.
Как живём, растём, мужаем,
Выполняется ль приказ!
Как мы город охраняем,
Как дворы мы убираем,
Как цветы везде сажаем,
Как мы город уважаем!
Хорошей же, город милый,
Славный град Екатерины!Швецова Катя, 5 «Б» класс, гимназия №69
(9 слайд)
Годом рождения Екатеринодара считается 1793 год,
когда черноморские казаки основали на Кубани
военный лагерь.
Как свидетельствуют архивные документы, уже в 1796
году в Екатеринодаре насчитывалось 365 домов, а
число жителей составляло 1660 человек.
(10 слайд)
В 1803 году в городе появилась первая школа, через 7
лет была открыта войсковая гимназия, директором
которой был назначен протоиерей Россинский
Кирилл Васильевич.
(11 слайд)
В августе 1820 года через Екатеринодар из
Пятигорска в Тамань проезжал А.С. Пушкин.
(12 слайд)
Осенью 1837 года здесь останавливался прапорщик
драгунского полка М.Ю. Лермонтов.
(13 слайд)
В 1880 году, с проведением на Северном Кавказе
железной дороги Тихорецк – Екатеринодар –
Новороссийск, город превратился в крупный
торгово-промышленный и транспортный центр. В
нём было: 250 магазинов, 80 заводов, 8 церквей, 1
собор, 3 типографии. В городе появились
водопровод, электричество, телефон, а 10
декабря 1900 года побежал по рельсам первый
трамвай.
(14 слайд)
Соборы Екатеринодара
(15 слайд)
В начале XX века были построены
металлообрабатывающий завод «Кубаноль» (завод
им. Седина), чугунолитейный и нефтеперегонный
заводы.
В декабре 1920 года Екатеринодар был переименован
в Краснодар (красный – символ революции).
Так начиналась славная история нашего города.
5. Орфографический футбол
(Класс делится на 2 команды, у каждой – свои ворота. Учитель бросает каждому игроку мяч и называет слово; учащийся в ответном броске должен дать ответ. Если он неправильный, то команде – гол. Слов должно быть столько, сколько игроков в командах).
Задание: необходимо употребить названные числительные в форме родительного падежа (1 команда), творительного падежа (2 команда).
46, 73, 58, 125, 586, 451, 90, 3432, 6/8
6. Подведение итогов урока
Урок насыщенный, практически все учащиеся могут заработать на нем оценку.
Раздаточный материал:
- Своё название город получил в честь императрицы Екатерины II, которая подарила казакам земли Западного Предкавказья.
- Годом рождения Екатеринодара считается 1793 год, когда черноморские казаки основали на Кубани военный лагерь.
- Как свидетельствуют архивные документы, уже в 1796 году в Екатеринодаре насчитывалось 365 домов, а число жителей составляло 1660 человек.
- В 1803 году в городе появилась первая школа, через 7 лет была открыта войсковая гимназия, директором которой был назначен протоиерей Россинский Кирилл Васильевич.
- В августе 1820 года через Екатеринодар из Пятигорска в Тамань проезжал А.С. Пушкин.
- Осенью 1837 года здесь останавливался прапорщик драгунского полка М.Ю. Лермонтов.
- В 1880 году, с проведением на Северном Кавказе железной дороги Тихорецк – Екатеринодар – Новороссийск, город превратился в крупный торгово-промышленный и транспортный центр.
- В нём было: 250 магазинов, 80 заводов, 8 церквей, 1 собор, 3 типографии.
- В городе появились водопровод, электричество, телефон, а 10 декабря 1900 года побежал по рельсам первый трамвай.
- В начале XX века были построены металлообрабатывающий завод «Кубаноль» (завод им. Седина), чугунолитейный и нефтеперегонный заводы.
- В декабре 1920 года Екатеринодар был переименован в Краснодар (красный – символ революции).
- Так начиналась славная история нашего города.