В настоящее время принципиально меняются цели образования. Знания, умения и навыки, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся его средством. Формируется представление о том, что действительно значимыми, наряду со знаниями, являются изобретательность, воображение, добрая воля. Современное общество остро нуждается в инициаторах, творцах-специалистах.
Таким образом, возникают объективные предпосылки для создания условий обучения и воспитания, направленных на развитие творческого потенциала учащихся. Традиционные формы обучения должны быть дополнены такими его формами, как исследование, проектирование, моделирование, деловые игры и т. п.
В современной педагогике ведутся поиски, направленные на развитие интеллектуальных качеств учащихся, реализацию современного подхода в обучении, в рамках которого каждый ученик наделяется безусловным правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. Данный подход предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, организацию обучения-сотрудничества, расширение содержания образования, создание учебников нового типа, использования новых организационных форм обучения и т. п. При этом создаются условия для перехода от трансляции учителем знаний и способов деятельности к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального (и личностного) развития ученика.
Существуют разные пути индивидуализации учебной деятельности, учета индивидуальных познавательных возможностей учащихся в рамках общего для всех образовательного пространства. Очевидно, что широкие возможности в этом отношении предоставляет имеющий длительную историю метод проектов. В рамках этой формы организации учебно-познавательной деятельности школьников возникает возможность замены одних способов передачи знаний на другие. Так, информационно-иллюстративным и вопросно-ответным методам обучения приходят на смену способы самостоятельного построения знания при решении реальных проблем в рамках деятельностного и компетентностного подходов.
Метод проектов в воспитательно-образовательном процессе.
Метод проектов представляет собой технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся решают практические и проблемные задачи в групповой работе, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.
В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих учащихся.
Учебный проект, с точки зрения учителя, – это
дидактическое средство, позволяющее обучать
проектированию, т.е. целенаправленной
деятельности на нахождение способа решения
проблемы путем решения задач, вытекающих из этой
проблемы при рассмотрении ее в определенной
ситуации.
Использование метода проектов предполагает
кардинальное изменение, как формы организации
образовательного процесса, так и роли учителя в
нем. Роль учителя изменяется в зависимости от
этапов работы над проектом.
Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
– консультирует,
– мотивирует,
– фасилитирует,
– наблюдает.
Ученик становится субъектом деятельности. Роль ученика меняется в зависимости от этапов работы:
– выбирает (принимает решения)
– выстраивает систему взаимоотношений с людьми,
– оценивает.
В то же время учитель, когда замышляет свой проект, разрабатывает его или пользуется разработанными коллегами, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержания или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать. Какие умения от них требуются, какие личностные качества они могут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы – решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний.
Два плана учебного проекта
Видимый:
– тема проекта;
– название проекта;
– проблема проекта;
– задача проекта;
– планирование-осуществление;
– презентация.
Невидимый:
– тема учебного курса, урока;
– цели и задачи обучения, развития,
воспитания;
– необходимый уровень ЗУН;
– необходимые специфические умения и
навыки;
– новое содержание;
– обобщение;
– обеспечение проекта;
– организационные формы осуществления
проекта.
Необходимым инструментом метода учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.
Метод учебного проекта характеризуется как:
– личностно-ориентированный;
– деятельностный;
– обучающий взаимодействию в группе и
групповой деятельности;
– построенный на принципах проблемного
обучения;
– развивающий умения самовыражения,
самопроявления, самопрезинтации, рефлексии;
– формирующий навыки
самостоятельности в мыслительной, практической
и волевой сферах;
– воспитывающий целеустремленность,
толерантность, индивидуализм и коллективизм,
ответственность, инициативность и творческое
отношение к делу;
– здоровьесберегающий.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.
Мною был разработан комплекс проектов для учащихся 6 класса и осуществлены два из них «Успеваемость», «Самый теплый день месяца».
Комплекс проектов по математике для учащихся 6 класса и их характеристика
Тема проекта |
Цель проекта |
Тема по математике |
ЗУН |
1. Плавание. | Составление маршрута водного путешествия с выбором оптимальных средств передвижения, времени путешествия, материальных затрат. | Действия над обыкновенными дробями. | Знать: 1) правило приведения к общему знаменателю, правило действия с обыкновенными дробями; 2) формулы нахождения скорости, времени, расстояния; 3) единицы времени, скорости, расстояния, массы. Уметь: 1) читать, записывать обыкновенные дроби и смешанные числа; 2) складывать, вычитать, умножать, делить дроби с разными знаменателями; 3) находить скорость, время, расстояние, массу. |
2. Успеваемость. | Сравнить итоговую успеваемость школьников за 5 класс с их успеваемостью в первой четверти 6 класса (по некоторым предметам). | Проценты. Округление чисел. Таблицы и диаграммы. |
Знать: 1) смысл понятия «процент»; 2) что такое столбчатая диаграмма; 3) смысл понятия «частота». Уметь: 1) решать простейшие задачи на проценты; 2) записывать обыкновенные дроби в виде десятичных и обратно; 3) уметь составлять частотную таблицу; 4) строить столбчатые диаграммы; 5) уметь систематизировать и вести подсчет данных. |
3. План квартиры (дома). | Составить план квартиры (дома) с указанием масштаба. | Масштаб. Площадь. |
Знать: 1) смысл понятия «масштаб»; 2) формулу вычисления площади прямоугольника; 4) геометрические фигуры; 5) единицы длины. Уметь: 1) находить площадь прямоугольника; 2) выполнять арифметические действия; 3) выражать длины отрезков, площади фигур в различных единицах длины и площади; 4) находить длину отрезка по заданному масштабу; 5) выполнять схематическое изображение квартиры (дома). |
4. Самый теплый день недели. | Путем исследования температурного режима определить, какой из дней недели был самым теплым. | Положительные и отрицательные числа. Составление таблиц. Координатная плоскость. Графики. |
Знать: 1) понятие «положительные» и «отрицательные» числа; 2) смысл понятий «система координат на плоскости», координаты точки», «начало координат»; 3) смысл понятий «координатная прямая», «координата точки», «противоположные числа». Уметь: 1) изображать на координатной прямой точки с положительными и отрицательными координатами; 2) строить точку по координатам; 3) строить график изменения температуры. |
Литература:
1. Васьк К.С. Проектирование темы
«Четырехугольники» в системе модульного
образования математике: Выпускная
квалификационная работа./ К.С.Васьк.–
Новокузнецк, 2005. – 113 с.
2. Виленкин Н.Я. Математика: учебник для 6кл.
общеобразоват. Учреждений/ Н.Я.Виленкин,
В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург – 21-е изд. –
М.: «Мнемозина», 2008. – 288с.
3. Голуб Б. Портфолио в системе
педагогической диагностики/ Б.Голуб, О.В.
Чуракова // Школьные технологии. – 2005. – №№ 1, 2.
4. Голуб Г.Б. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования/
Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова// – Самара:
Учебная литература, 2006. – 176 с.
5. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности
школьника/ Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова//
– Самара: Учебная литература, 2006. – 224
6. Савенков А.И. Исследовательское обучение и
проектирование в современном обучении
/А.И.Савенков/ Исследовательская работа
школьников. – 2004. – №1.– С. 22-31.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную
деятельность учащихся: практическое пособие для
работников общеобразовательных учреждений/
И.С.Сергеев/ – М.: АРКТИ, 2005. – С.3-39.