Тип урока: урок-закрепление.
Форма урока:урок-путешествие.
Цели урока:
- закреплять умения и навыки выполнения арифметических действий с натуральными числами, решения текстовых задач;
- развивать умение рассуждать, анализировать;
- показать связь математики с другими областями знания и применение математики в быту;
- воспитывать дружеские отношения в классе.
Оборудование: учебник, медиапроектор, слайдовая презентация, магнитофон, учебник «Математика», автор – Т.Е.Демидова
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
(Приложение 1. Слайд 1)
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
II. Математическая разминка
(Приложение 1. Слайд 2)
Задание. При помощи кодировочной таблицы необходимо расшифровать имя литературного героя. Для чего? Узнаете позже.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
Закодированная информация (Приложение 1. Слайд 3)
3 * 6 |
4 * 4 | 18 : 9 | 70 : 7 | 3 * 5 | 27 : 3 | 8 * 2 | 15 * 1 | 2 * 6 | 2 * 9 | 7 * 3 | 81 : 9 | 16 * 1 | |
Ответ: Робинзон Крузо
– Кто такой Робинзон Крузо? (Приложение
1. Слайд 4)
– Мы можем попасть в такую ситуацию?
– Представьте себе, что вы отважные
мореплаватели и исследователи. Вы
путешествуете с друзьями по далёким морям. Вас
высадили на необитаемом острове. На этом острове
придётся жить одним, работать и ждать, пока за
вами приедет корабль.
– Что нужно вам сделать, чтобы выжить, как выжил
Робинзон Крузо? (Построить жилище, вырастить
урожай, научиться разводить костёр и т.д.)
Проблемный вопрос.
– Поможет ли математика выжить на необитаемом острове?
III. Закрепление изученного. Устный счёт
(Приложение 1. Слайд 5)
1 задание. Найдите закономерности. Затем найдите сумму получившихся ответов и вы узнаете, сколько нужно больших веток для строительства шалаша.
2, 4, 8 … 16
30, 27, 24 … 21
81, 72, 63 … 54
– Что можете сказать об этих числах? Найдите их сумму. (91)
(Приложение 1. Слайд 6)
2 задание. Решите уравнения. Найдите произведения ответов и вы узнаете, сколько маленьких веток нужно для строительства шалаша.
48 : х = 6 х = 6
х * 3 = 15 х = 5
100 – х = 97 х = 3
– Чему равно произведение получившихся ответов? (90)
(Приложение 1. Слайд 8)
– Кто может ответить на вопрос, сколько всего веток нужно для строительства шалаша?
(Приложение 1. Слайд 9)
(Приложение 1. Слайд 10)
3 задание. Пока идёт строительство шалаша, надо закрыть припасы от дождя и огородить их. Припасы занимают прямоугольную площадку со сторонами 4 м и 3 м. У нас имеется парусина площадью 16 кв.м. Сможем ли мы накрыть от дождя этой парусиной?
– В каком случае, нам не придётся резать
парусину?
– Какой длины нужна верёвка, чтобы огородить
запасы? (24 метра)
– Какие формулы помогли вам справиться с этим
заданием?
IV. Закрепление изученного. Работа в тетради
Математический диктант
Выполнение этого задания поможет нам узнать, сколько лет провёл Робинзон Крузо на необитаемом острове. Записываем только ответы.
- Для изготовления одной удочки нужно 6 метров лески. Сколько удочек можно изготовить из лески длиной 18 метров?
- Во время коллективной рыбалки удалось поймать 8 окуньков, 5 пескарей и 6 щук. Сколько всего рыб поймали рыбаки?
- Путешественники заполнили водой 5 одинаковых пустых консервных банок и собрали в них 10 литров воды. Сколько литров воды в одной банке?
- Путешественники варили компоты из ягод. За день они выпили 7 котелков компота по 4 литра в каждом котелке. Сколько всего литров компота выпили путешественники?
- За день туристы съедают 5 кг мясных консервов. Сколько кг мясных консервов они съедят за 10 дней?
Ответы: 3 уд., 19 р., 2 л., 28 л., 50 кг
(Приложение 1. Слайд 11)
– Робинзон Крузо столько лет жил на острове,
сколько показывает чётное число, сумма цифр
которого равна 10. (28 лет)
– Сколько лет, показывает число, которое меньше
первого числа на 26? (2 месяца)
– Сколько дней число, у которого десятков в 9 раз
меньше единиц. (19 дней)
Запись выражений под диктовку. Нахождение их значений.
- 48 увеличить на произведение чисел 3 и 9.
- Частное чисел 48 и 6 увеличить в 3 раза и прибавить 25.
- Из 100 вычесть произведение чисел 6 и 7.
- Произведение чисел 9и 8 увеличить на произведение чисел 5 и 6.
48 + 3 * 9 = 75
48 : 6 * 3 + 25 = 49
100 – 6 * 7 = 58
9 * 8 + 5 * 6 = 102
– Выпишите ответы в порядке возрастания. (49, 58, 75, 102)
– Из цифр этих чисел составьте число, и вы узнаете через сколько дней придёт за вами корабль. Это число двузначное, нечётное. Десятков столько, сколько единиц в трёхзначном числе. Единиц – ваша любимая оценка в школе! (25 дней)
V. Электронная физминутка «На море»
VI. Решение задач
Корабль придёт через 25 дней. В мешке – 40 кг пшеницы. Каждые 2 дня вам нужно 4 кг пшеницы для еды. Хватит ли этих запасов, чтобы дождаться корабля?
(Самостоятельное решение. 1 человек у доски)
VII.Составление алгоритма действий
– Вам необходимо разжечь костёр! Даны действия, вам нужно расположить их по порядку.
Действия:
1) Начало.
2) Собрать ветки.
3) Сложить ветки в кострище.
4) Есть спички?
5) Зажечь спичку.
6) Найти 2 кремня.
7) Высечь искру.
8) Поджечь ветки.
9) Раздуть огонь.
10) Конец.
Пока составляем алгоритм, индивидуальное задание.
Реши задачу. Четырёх путешественников попросили собрать 20 веток для костра. Справятся ли они с заданием, если каждый соберёт по 3 большие и 2 маленькие ветки?
VII. Решение задачи на смекалку. Работа в парах
(Приложение 1. Слайд 12)
У тебя на завтрак есть банан, кокосовый орех, печёный картофель и рыба. Сколько разных завтраков из двух блюд ты можешь составить?
IX. Закрепление изученного
– Чтобы не потерять чувство времени, мы должны тренировать свои мозги. И опять в этом нам поможет математика.
Исправь ошибки
24 см + 46 см < 1 м 36 куб.м = 63 куб.м.
3 м + 4 м = 3 м + 4 дм 7 * 9 > 9 *
7
(20 * 2) * 2 < 20 * 4
X. Подведение итогов урока
Корабль, который должен вас забрать, остановился у берега. Он должен выслать шлюпку на рассвете, в полдень или на закате дня. С корабля сообщили: шлюпка придёт на рассвете или на закате. Когда придёт шлюпка, если это сообщение ложное?
– Надо срочно зажечь сигнальный огонь. Зажжет огонь то, кто первым найдет неизвестное число в цепочке.
(Приложение 1. Слайд 13)
XI. Рефлексия (Приложение 1. Слайды 14, 15)
– Дети, посмотрите на начало предложений. Как бы вы хотели закончить любое из них?
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12.Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…
– Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок!!!