Табличные случаи умножения и деления. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок-закрепление.

Форма урока:урок-путешествие.

Цели урока:

  • закреплять умения и навыки выполнения арифметических действий с натуральными числами, решения текстовых задач;
  • развивать умение рассуждать, анализировать;
  • показать связь математики с другими областями знания и применение математики в быту;
  • воспитывать дружеские отношения в классе.

Оборудование: учебник, медиапроектор,  слайдовая презентация, магнитофон, учебник «Математика», автор – Т.Е.Демидова

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

(Приложение 1. Слайд 1)

В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и считать
И о многом узнавать.

II. Математическая разминка

(Приложение 1. Слайд 2)

Задание. При помощи  кодировочной таблицы необходимо расшифровать имя литературного героя. Для чего? Узнаете позже.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Закодированная информация (Приложение 1. Слайд 3)

3 * 6

4 * 4 18 : 9 70 : 7 3 * 5 27 : 3 8 * 2 15 * 1          2 * 6 2 * 9 7 * 3 81 : 9 16 * 1
                           
                           

Ответ: Робинзон Крузо

– Кто такой Робинзон Крузо?  (Приложение 1. Слайд 4)
– Мы можем попасть в такую ситуацию?
– Представьте себе, что вы отважные мореплаватели и исследователи. Вы  путешествуете с друзьями по далёким морям. Вас высадили на необитаемом острове. На этом острове придётся жить одним, работать и ждать, пока за вами приедет корабль.
– Что нужно вам сделать, чтобы выжить, как выжил Робинзон Крузо? (Построить жилище, вырастить урожай, научиться разводить костёр и т.д.)

Проблемный вопрос.

– Поможет ли математика выжить на необитаемом острове?

III. Закрепление изученного. Устный счёт

(Приложение 1. Слайд 5)

1 задание. Найдите закономерности. Затем найдите сумму получившихся ответов и вы узнаете, сколько нужно больших веток для строительства шалаша.

2, 4, 8 …            16
30, 27, 24 …      21
81, 72, 63 …      54

– Что можете сказать об этих числах? Найдите их сумму. (91)

(Приложение 1. Слайд 6)

2 задание. Решите уравнения. Найдите произведения ответов и вы узнаете, сколько маленьких веток нужно для строительства шалаша.

48 : х = 6                 х = 6
х * 3 = 15               х = 5
100 – х = 97            х = 3

– Чему равно произведение получившихся ответов? (90)

(Приложение 1. Слайд 8)

– Кто может ответить на вопрос, сколько всего веток нужно для строительства шалаша?

(Приложение 1. Слайд 9)

(Приложение 1. Слайд 10)

3 задание.  Пока идёт строительство шалаша, надо закрыть припасы от дождя и огородить их. Припасы занимают  прямоугольную площадку со сторонами 4 м и 3 м.  У нас имеется парусина площадью 16 кв.м. Сможем ли мы накрыть от дождя этой  парусиной?

– В каком случае, нам не придётся резать парусину?
– Какой длины нужна верёвка, чтобы огородить запасы? (24 метра)
– Какие формулы помогли вам справиться с этим заданием?

IV. Закрепление изученного. Работа в тетради

Математический диктант

Выполнение этого задания поможет нам узнать, сколько лет провёл Робинзон Крузо на необитаемом острове. Записываем только ответы.

  • Для изготовления одной удочки нужно 6 метров лески. Сколько удочек можно изготовить из лески длиной 18 метров?
  • Во время коллективной рыбалки удалось поймать 8 окуньков, 5 пескарей и 6 щук. Сколько всего рыб поймали рыбаки?
  • Путешественники заполнили водой 5 одинаковых пустых консервных банок и собрали в них 10 литров воды. Сколько литров воды в одной банке?
  • Путешественники варили компоты из ягод. За день они выпили 7 котелков компота по 4 литра в каждом котелке. Сколько всего литров компота выпили путешественники?
  • За день туристы  съедают 5 кг мясных консервов. Сколько кг мясных консервов они съедят  за 10 дней?

Ответы:  3 уд., 19 р., 2 л., 28 л., 50 кг

(Приложение 1. Слайд 11)

– Робинзон Крузо столько лет жил на острове, сколько показывает чётное  число, сумма цифр которого равна 10. (28 лет)
– Сколько лет, показывает число, которое меньше первого числа на 26? (2 месяца)
– Сколько дней число, у которого десятков в 9 раз меньше единиц. (19 дней)

Запись выражений под диктовку. Нахождение их значений.

  • 48 увеличить на произведение чисел 3 и 9.
  • Частное чисел 48 и 6 увеличить в 3 раза и прибавить 25.
  • Из 100 вычесть произведение чисел 6 и 7.
  • Произведение чисел 9и 8 увеличить на произведение чисел 5 и 6.

48 + 3 * 9 = 75
48 : 6 * 3 + 25 = 49
100 – 6 * 7 = 58
9 * 8 + 5 * 6 = 102

– Выпишите ответы в порядке возрастания. (49, 58, 75, 102)

– Из цифр этих чисел составьте число, и вы узнаете через сколько дней придёт за вами корабль. Это число двузначное, нечётное. Десятков столько, сколько единиц в трёхзначном числе. Единиц – ваша любимая оценка в школе! (25  дней)

V. Электронная физминутка  «На море»

VI. Решение задач

Корабль придёт через 25 дней. В мешке – 40 кг пшеницы. Каждые 2 дня вам нужно 4 кг пшеницы для еды. Хватит ли этих запасов, чтобы дождаться корабля?

(Самостоятельное решение. 1 человек у доски)

VII.Составление алгоритма действий

– Вам необходимо разжечь костёр! Даны действия, вам нужно расположить их по порядку.

Действия:

1) Начало.
2) Собрать ветки.
3) Сложить ветки в кострище.
4) Есть спички?
5) Зажечь спичку.
6) Найти 2 кремня.
7) Высечь искру.
8) Поджечь ветки.
9) Раздуть огонь.
10) Конец.

Пока составляем алгоритм, индивидуальное задание.

Реши задачу. Четырёх путешественников попросили собрать 20 веток для костра. Справятся ли они с заданием, если каждый соберёт по 3 большие и 2 маленькие ветки?

VII. Решение задачи на смекалку. Работа в парах

(Приложение 1. Слайд 12)

У тебя на завтрак есть банан, кокосовый орех, печёный картофель и рыба. Сколько разных завтраков из двух блюд ты можешь составить?

IX. Закрепление изученного

– Чтобы не потерять чувство времени, мы должны тренировать свои мозги. И опять в этом нам поможет математика.

Исправь ошибки

24 см + 46 см < 1 м 36 куб.м = 63 куб.м.
3 м + 4 м = 3 м + 4 дм 7 * 9 > 9 * 7                                (20 * 2) * 2 < 20 * 4

X. Подведение итогов урока

Корабль, который  должен вас забрать, остановился у берега. Он должен выслать шлюпку на рассвете, в полдень или на закате дня. С корабля сообщили: шлюпка придёт на рассвете или на закате. Когда придёт шлюпка, если это сообщение ложное?

– Надо срочно зажечь сигнальный огонь. Зажжет огонь то, кто первым найдет неизвестное число в цепочке.

(Приложение 1. Слайд 13)

XI. Рефлексия (Приложение 1. Слайды 14, 15)

Дети, посмотрите на начало предложений. Как бы вы хотели закончить любое из них?

1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я  смог…
12.Я  попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…

– Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок!!!