Урок-соревнование по теме "Тепловые явления". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Уроки контроля и учета знаний являются трудными для организации и очень важными, так как проверка и оценка знаний выполняют не только функцию контроля, но и имеет большое обучающее и воспитательное воздействие.

Контрольные уроки в виде соревнования вносят разнообразие в уроки контроля и учета. Смена заданий способствует снятию напряжения, а система баллов позволяет и слабому ученику рассчитывать на успех. Игровая форма вызывает интерес не только у учащихся 7-8 классов, но и старшеклассников.

Такой урок может состоять из физического диктанта, решения задач-рисунков, выполнения программированного задания, решение экспериментальной задачи и физического кроссворда или ребуса.

С помощью диктанта проверяется знание основных формул и определений, единиц измерений физических величин, названий приборов. Включение задач-рисунков и программированных заданий ставит цель – выяснить понимание главных вопросов темы. Физический кроссворд в основном направлен на то, чтобы установить, какое представление имеют учащиеся о практическом использовании изученных явлений и понятий.

Диктант либо диктуется учителем, либо проецируется на экран с помощью проектора. Время, отводимое на диктант, заранее обговаривается и рассчитывается в зависимости от числа включенных в диктант вопросов.

Задачи-рисунки, выполненные в виде слайдов, демонстрируются при помощи проектора, вопросы к ним устно ставит учитель. Учащиеся отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек, которые у них имеется.

Контрольная работа проводится в виде соревнования между рядами. В конце урока по полученным баллам учитель выставляет оценки и называет ряд – победитель. Оценки за урок выставляются в зависимости от количества баллов, которые ученик набрал при выполнении всех заданий.

Цель урока: в игровой форме проверить и оценить знания учащихся по данной теме.

1. Организационный момент

Учащимся объясняется, что каждое выполненное задание будет оцениваться в баллах и по общему количеству набранных баллов по окончанию урока выставляется оценка в журнал.

«5» – 17, 16, 15 баллов
«4» – 14, 13, 12, 11 баллов
«3» – 10, 9, 8 баллов

2. Физический диктант

1) Назвать способы измерения внутренней энергии.
2) Перечислить виды теплопередачи.
3) Записать обозначения и единицу измерения величины, характеризующую процессы нагревания и охлаждения.
4) Записать обозначение и единицу измерения величины, характеризующую процесс сгорания топлива.
5) Записать обозначение и единицу измерения величины, характеризующую процессы плавления и отвердевания.
6) Записать обозначение и единицу измерения величины, характеризующую процессы парообразования и конденсации.
Записать формулы расчета количества теплоты:
7) При нагревании и охлаждении вещества.
8) При сжигании топлива.
9) При плавлении и отвердевании.
10) При парообразовании и конденсации.

За каждый правильный ответ 0,5 балла, всего – 5 баллов.

3. Задачи-рисунки

На экране, при помощи проектора, высвечиваются рисунки, по которым учитель задает вопросы. Ученики поднимают цифру, соответствующую правильному ответу. Тот, кто дает обоснование своему выбору получает дополнительный балл.

Вариант 1

В алюминиевом чайнике нагревается вода. Какой из приведенных графиков построен для воды?

Cал = 920 Дж/(кг·°C)
Cв = 4200 Дж/(кг·°C)

На снег положили три куска ткани разного цвета. Под действием солнца снег начал таять. Ткани: белая, черная, зеленая. Где лежит зеленая ткань?

Правильные ответы: 1,  3

Вариант 2

В алюминиевой кастрюле разогревают молоко. Какой из приведенных графиков соответствует нагреванию кастрюли?

Cал = 920 Дж/(кг·°C)
Cм = 3900 Дж/(кг·°C)

Три шарика: алюминиевый, свинцовый, стальной нагреты до одинаковой температуры и положены на лед. Где находится алюминиевый шарик?

Cал = 920 Дж/(кг·°C)
Cсв = 140 Дж/(кг·°C)
Cст = 500 Дж/(кг·°C)

Правильные ответы: 2, 3

За выполнение задания каждый учащийся может набрать два балла.

4. Задание с выбором ответа

Каждый учащийся выбирает из предложенных ему ответов верный.

Вариант 1

Вопросы:

  1. Определите по чертежу, каким процессам соответствуют участки графика CD и DE.
  2. Для какого вещества составлен график?
  3. Поглощается или выделяется энергия в процессах?

Ответы:

1 вопрос:

а) CD — нагревание, DE — кипение
б) CD — нагревание, DE — плавление
в) CD — нагревание, DE — парообразование

2 вопрос:

а) для воды
б) для нафталина
в) для водяного пара

3 вопрос:

а) поглощается
б) выделяется
в) ни поглощается, ни выделяется

Правильные ответы: б, б, а

Вариант 2

Вопросы:

  1. Определите по чертежу, каким процессам соответствуют участки графика AB и BC.
  2. Для какого вещества составлен график?
  3. Поглощается или выделяется энергия в процессах?

Ответы:

1 вопрос:

а) AB — охлаждение, BC — остывание
б) AB — охлаждение, BC — не остывает и не нагревается
в) AB — охлаждение, BC — отвердевание

2 вопрос:

а) для воды
б) для льда
в) для воды со льдом

3 вопрос:

а) поглощается
б) выделяется
в) ни поглощается, ни выделяется

Правильные ответы: в, а, б

Всего: 3 балла.

5. Кроссворд

Вариант 1.

1. Деление шкалы термометра. (Градус)
2. Жидкость, используемая в термометрах. (Спирт)
3. Степень нагретости тел. (Температура)
4. Вид топлива. (Антрацит)
5. Прибор для измерения нагретости тела. (Термометр)
6. Один из способов изменения внутренней энергии. (Работа)
7. Металл, имеющий наибольшую теплоемкость. (Алюминий)

Вариант 2.

1. Материал, обладающий очень хорошей теплопроводностью. (золото)
2. Прибор, используемый при изучении явления излучения. (теплоприемник)
3. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление)
4. Способ, которым может осуществляться теплопередача. (излучение)
5. Передача тепла потоками жидкости. (конвекция)
6. Батарея водяного отопления. (радиатор)
7. Среда, не обладающая теплопроводностью. (вакуум)

Всего: 7 баллов.

6. Подведение итогов

Подсчитывается итоговое количество баллов и в соответствии с ними выставляется оценка в журнал и называется ряд-победитель.