Уроки контроля и учета знаний являются трудными для организации и очень важными, так как проверка и оценка знаний выполняют не только функцию контроля, но и имеет большое обучающее и воспитательное воздействие.
Контрольные уроки в виде соревнования вносят разнообразие в уроки контроля и учета. Смена заданий способствует снятию напряжения, а система баллов позволяет и слабому ученику рассчитывать на успех. Игровая форма вызывает интерес не только у учащихся 7-8 классов, но и старшеклассников.
Такой урок может состоять из физического диктанта, решения задач-рисунков, выполнения программированного задания, решение экспериментальной задачи и физического кроссворда или ребуса.
С помощью диктанта проверяется знание основных формул и определений, единиц измерений физических величин, названий приборов. Включение задач-рисунков и программированных заданий ставит цель – выяснить понимание главных вопросов темы. Физический кроссворд в основном направлен на то, чтобы установить, какое представление имеют учащиеся о практическом использовании изученных явлений и понятий.
Диктант либо диктуется учителем, либо проецируется на экран с помощью проектора. Время, отводимое на диктант, заранее обговаривается и рассчитывается в зависимости от числа включенных в диктант вопросов.
Задачи-рисунки, выполненные в виде слайдов, демонстрируются при помощи проектора, вопросы к ним устно ставит учитель. Учащиеся отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек, которые у них имеется.
Контрольная работа проводится в виде соревнования между рядами. В конце урока по полученным баллам учитель выставляет оценки и называет ряд – победитель. Оценки за урок выставляются в зависимости от количества баллов, которые ученик набрал при выполнении всех заданий.
Цель урока: в игровой форме проверить и оценить знания учащихся по данной теме.
1. Организационный момент
Учащимся объясняется, что каждое выполненное задание будет оцениваться в баллах и по общему количеству набранных баллов по окончанию урока выставляется оценка в журнал.
«5» – 17, 16, 15 баллов
«4» – 14, 13, 12, 11 баллов
«3» – 10, 9, 8 баллов
2. Физический диктант
1) Назвать способы измерения внутренней
энергии.
2) Перечислить виды теплопередачи.
3) Записать обозначения и единицу измерения
величины, характеризующую процессы нагревания и
охлаждения.
4) Записать обозначение и единицу измерения
величины, характеризующую процесс сгорания
топлива.
5) Записать обозначение и единицу измерения
величины, характеризующую процессы плавления и
отвердевания.
6) Записать обозначение и единицу измерения
величины, характеризующую процессы
парообразования и конденсации.
Записать формулы расчета количества теплоты:
7) При нагревании и охлаждении вещества.
8) При сжигании топлива.
9) При плавлении и отвердевании.
10) При парообразовании и конденсации.
За каждый правильный ответ 0,5 балла, всего – 5 баллов.
3. Задачи-рисунки
На экране, при помощи проектора, высвечиваются рисунки, по которым учитель задает вопросы. Ученики поднимают цифру, соответствующую правильному ответу. Тот, кто дает обоснование своему выбору получает дополнительный балл.
Вариант 1
В алюминиевом чайнике нагревается вода. Какой из приведенных графиков построен для воды?
Cал = 920 Дж/(кг·°C) Cв = 4200 Дж/(кг·°C) |
На снег положили три куска ткани разного цвета. Под действием солнца снег начал таять. Ткани: белая, черная, зеленая. Где лежит зеленая ткань?
Правильные ответы: 1, 3
Вариант 2
В алюминиевой кастрюле разогревают молоко. Какой из приведенных графиков соответствует нагреванию кастрюли?
Cал = 920 Дж/(кг·°C) Cм = 3900 Дж/(кг·°C) |
Три шарика: алюминиевый, свинцовый, стальной нагреты до одинаковой температуры и положены на лед. Где находится алюминиевый шарик?
Cал = 920 Дж/(кг·°C) Cсв = 140 Дж/(кг·°C) Cст = 500 Дж/(кг·°C) |
Правильные ответы: 2, 3
За выполнение задания каждый учащийся может набрать два балла.
4. Задание с выбором ответа
Каждый учащийся выбирает из предложенных ему ответов верный.
Вариант 1
Вопросы:
- Определите по чертежу, каким процессам соответствуют участки графика CD и DE.
- Для какого вещества составлен график?
- Поглощается или выделяется энергия в процессах?
Ответы:
1 вопрос:
а) CD — нагревание, DE — кипение
б) CD — нагревание, DE — плавление
в) CD — нагревание, DE — парообразование
2 вопрос:
а) для воды
б) для нафталина
в) для водяного пара
3 вопрос:
а) поглощается
б) выделяется
в) ни поглощается, ни выделяется
Правильные ответы: б, б, а
Вариант 2
Вопросы:
- Определите по чертежу, каким процессам соответствуют участки графика AB и BC.
- Для какого вещества составлен график?
- Поглощается или выделяется энергия в процессах?
Ответы:
1 вопрос:
а) AB — охлаждение, BC — остывание
б) AB — охлаждение, BC — не остывает и не нагревается
в) AB — охлаждение, BC — отвердевание
2 вопрос:
а) для воды
б) для льда
в) для воды со льдом
3 вопрос:
а) поглощается
б) выделяется
в) ни поглощается, ни выделяется
Правильные ответы: в, а, б
Всего: 3 балла.
5. Кроссворд
Вариант 1.
1. Деление шкалы термометра. (Градус) |
Вариант 2.
1. Материал,
обладающий очень хорошей теплопроводностью.
(золото) |
Всего: 7 баллов.
6. Подведение итогов
Подсчитывается итоговое количество баллов и в соответствии с ними выставляется оценка в журнал и называется ряд-победитель.