"Родной Башкортостан". Урок-обобщение пройденного материала за 1-ю четверть

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепить знания по ранее изученным материалам,
  • привлечь интерес к математике и к родному краю,
  • развивать мышление, умение преодолевать трудности, работать в коллективе.

Оборудование: карта Башкирии, доска, карточки с заданиями, слайды с животными, компьютер.

Класс разделить на две группы.

Задание на дом: сообщения: «Полезные ископаемые» и «Животный мир Башкирии».

ХОД УРОКА

(Слайд 1)

Башкирия – горячий цех Урала!
Твои свершения и твои дела
Светлее раскаленного металла,
Стремительней орлиного крыла.

(Александр Филиппов)

– Сегодняшний урок я хотела бы связать с нашим родным краем – Башкортостаном. Думаю, вы узнаете очень многое и интересное через математику. А как выглядит вся  Башкирия на карте (карта Башкирии)?

(Слайд 2)

– Какова площадь нашей республики? Ответить на этот вопрос нам поможет знание вычислительной техники.

1. Командам на доске даны задания, каждый ученик должен выполнить по одному примеру, следующий участник команды, используя ответ предыдущего, решает свой пример, в конце вы должны получить ответ, который и будет площадью Башкирии.  42,5 * 10 + 25,5 : 17 – 2,799 : 0,01.

– Итак, площадь нашей республики равна 146.6 тыс.кв.м. (6 мин.)

2. Кто скажет, сколько районов в нашей республике? Перечислите. А сколько городов? Давайте проверим правильность ваших ответов. Сосчитайте сколько треугольников в данной фигуре. Значит городов  у нас – 21.

(Слайд 3)

 3. Посмотрим на Башкирию с высоты. Выше всех горы Ямантау и Иремель. Они расположены чуть севернее г. Белорецк. Давайте определим  их высоту над уровнем моря.
Каждый ученик решает уравнение, а капитан должен ответы сложить и ответить на вопрос, (на карточках раздать примеры)первая команда вычисляет высоту Ямантау,  вторая – Иремель.

Первая команда

Вторая команда

1) 0,01х = 9 1) 0,01х = 7
2) 3х + 1 = 2101 2) 5х – 1 = 3999
3) – 5х = – 340 – 10 3) – 9х = – 8110 – 10
4) – х + 4 = х + 64 4) – х + 2 = х + 10
5)  1) + 2) + 3) + 4) = [1640] 5)  1) + 2) + 3) + 4) = [1586]

                                                                                                        

Высота над уровнем моря Ямантау 1640,  Иремель – 1586.

(Слайд 4)

4. Есть такая легенда:

«Седой Урал долго думал и наконец открыл тяжелые гранитные подземелья, где томились две его дочери, одна красивее другой, и отпустил их на волю. Прощаясь, он сказал им:
– Отправляйтесь в путь, милые дочери. Посмотрите, как прекрасен мир, ищите себе счастья. Устанете – помогут вам родники, пейте их свежую водицу. Счастливого пути!
Вприпрыжку выбежали две проказницы. Помчались по ровным полям, по зеленым лугам, по шумным рощам. Одна, старшая, повернула на юг, другая – на север. Шли они долго, приняв облик двух рек и чем дальше они бежали, тем становились краше, сильнее, добрее. Хотя каждая из них шла своим путем,  однажды они встретились и пошли уже вместе».

– О каких реках идет речь?

Выполните действия. Запишите в таблицы буквы, связанные  с найденными ответами.

1 команде: 112  (– 5)3, 12°, – 33, 52, (– 4)2, 73, 23
2 команде: 32, 112, 03, 19°, (– 3)3, 52, (– 4)2, 73

(Слайд 5)

! И А Е Д Ь Л Г К Р
8 1 121 25 – 27 243 16 – 125 9 0

Агидель берет свое начало в Уральских горах Учалинского района. Каридель начинается за пределами Башкирии и течет по возвышенной местности.

(Слайд 6)

5.«Башкирия – жемчужина Урала», так называют потому, что республика богата горными породами. (Сообщение о полезных ископаемых первой команды)

(Слайд 7)

Дан кусок яшмы, на камнерезном станке необходимо его разрезать на 2 равные части, чтобы в каждой из них была звездочка

              *     *  
                       

6. Растительность и поверхность суши чрезвычайно разнообразен. Разнообразен и животный мир. (Сообщение о животном мире 2-й команды)

(Слайд 8)

Самые крупные звери – лось и медведь. Для того чтобы узнать какой зверь по величине больше, капитанам  команд нужно найти значение выражения 

2 х + у
х +  у   

1 команда при х = 1.4 и у = 0 ответ – высота лося,
2 команда – медведя   х = 0, у = 3.22.

7. Пока капитаны работают, остальные участники показывают свое домашнее задание: фокусы, шарады.

8. Проверим, умеют ли наши участники команд отмечать в системе координат точки. Отметьте  в системе координат точки и соедините их между собой.

Первая команда: (6, 3), (5.5, 4), (6, 5), (5, 4),(3.5, 4), (2.7, 5), (3, 3), (2, 2.5), (–1.5, 2.7), (– 4, 2.5), (– 5, 3), (– 5.5, 2.5), (– 4, 1), (– 5, 0), (– 4.5, –2), (– 5.5, – 3.5), (– 5.3, – 5), (– 4.3, – 5), (– 4, – 4.5), (– 3, – 2), (– 2.8, – 4), (– 3.5, – 4.5), (– 2.5, – 5.5), (– 1.5, – 5), (– 2, 4.7), (– 1.5, – 1.5), (– 1, – 2), (1.8, – 1.8), (1.5, – 5), (3, – 5), (3, – 4.5), (2.5, – 4.5),  (3, 2), (4, 2), (4.5, 1.5), (5, 2), (5.5, 1.5), (5.8, 2), (6.5, 1.8), (6, 2.3), (6.5, 2.6); глаза – (4, 3), (5, 3).

– На какое животное похоже? (Рысь – сильный и крупный зверь, прекрасно лазает по деревьям, быстро бегает. Хорошо видит в темноте).

(Слайд 9)

Вторая команда: (– 6; 11), (– 8; 8), (– 11; 9), (– 11; 6), (–14; 6),  (– 13; 3), (– 16; 1), (– 12; 0), (– 15; – 1), (– 13; 2), (– 9; – 2,5), (– 7; – 4), (– 4; – 5), (3; – 4), (0; – 6), (1; – 6), (1; – 9), (0; – 10), (4; – 10), (2; – 9), (2; – 6), (3; – 6), (3; – 9), (6; – 9), (4; – 8), (4; – 6),  (9; – 4), (10; 3), (9; 6), (11; 7), (9; 7), (8; 8), (6; 8), (5; 6), (6; 3), (1; 3), (– 3; – 1), (– 6; 11). Глаз: (7; 6). Отдельно: (– 1; – 4), (6; 0), (7; 0,5), (8; – 1), (7; – 3).

Куропатка – красивая птица, питается семенами трав и насекомыми.

(Слайд 10)

– Вот и наш урок подошел к концу, и пока жюри подсчитывает баллы команд, повторим, что вы узнали сегодня.

(Слайд 11)

Подведение итогов, награждение команд

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.

Используемая литература:

1) «Родная Башкирия». Пособие по краеведению Г.М. Муртазин, Р.М. Янгиров – Башкирское книжное издательство, 1983.
2) «Алгебра 7» учебник. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Просвещение – Москва.