Электронная программа тестирования по ОБЖ и методика ее использования в школе

Разделы: ОБЖ


Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания. Тесты позволяют соотнести уровень достижений учащихся по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижений каждого из них. Тесты – объемный инструмент. Выполняя тестовую работу, каждый ученик использует знания по всем темам, изучение которых предусматривает программа. Тесты более мягкий инструмент, так как все учащиеся ставятся в равные условия, используется единая процедура и единые критерии оценки.

Тесты более широкий инструмент с точки зрения интервала оценивания. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в предоставлении равных возможностей, а широта теста дает возможность ученику показать свои возможности на широком поле материала. На сегодняшний день метод тестирования является как наиболее мощным, надежным и объективным при решении широкого спектра педагогических задач.

Предлагаемая мною на конкурс презентация предназначена для непосредственного применения в учебном процессе, для работы с учащимися. Предлагаю в данном варианте в разработанной мною электронной программе тесты по ОБЖ. Тесты взяты из различных источников. Программа и тесты прошли экспертную оценку и апробацию у преподавателей ОБЖ Чеховского и других районов Московской области. Они опубликованы журналом “Основы безопасности жизнедеятельности”.

Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения вы можете информировать учеников, доводить цифры, факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда вы даете тест и возможные ответы. Ученики должны найти правильный ответ и объяснить, почему он верен, а остальные нет. Используя проектор и экран, вы можете вывести тесты на всеобщее обозрение и работать по конкретному заданию со всем классом.

Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной

деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Хорошо показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа "Брейн-ринга", в школьной олимпиаде по ОБЖ., при проведении Дня защиты детей, дней здоровья, месячников по гражданской обороне, мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, в соревнованиях юных пожарных, Дней безопасности дорожного движения, в конкурсах “Папа, мама и я – дружная семья” и даже при проведении турслетов и игры “Зарница”. Они дают возможность индивидуализировать задания. Школьники могут их использовать для самоконтроля.

Тесты позволят вам более объективнее оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля. Потом, если учесть, что в четверти по ОБЖ в классе 7-10 уроков и 20-30 учеников, то тесты помогут нам значительно увеличить накапливаемость отметок.

В программе тестовые задания закрытого вида и по типу задания это тесты альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.

Задания в тестах просты и понятны. Они предлагают школьнику выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, указать признаки, проставить очередность или правильность действий, соотнести названия и функции и т.д. В основе своей тесты носят когнитивный характер. И валидность по содержанию является основным видом для предлагаемым мною тестов по ОБЖ.. Инструкция по пользованию тестами проста и понятна. За 2-3 минуты обучения ученик уже сомостоятельно начинает пользоваться программой.

Автор старался включить в тесты изучаемый в средней школе материал по программе ОБЖ с 5 по 11 классы по нарастающей. Вопросы отдельных тестов выходят за рамки объема программы и несут школьникам дополнительную информацию и знания. В конечном итоге каждому преподавателю решать какие тесты и в каком классе можно и нужно использовать.

Тесты или практические задания заложены в мною созданные электронные компьютерные программы: одна – учебно-тренировочная, другая – проверочная по типу ЕГЭ. В ходе проверки домашнего задания два ученика по очереди вызываются к контрольному компьютеру. Они решают конкретные практические задания \обычно их – 7\. Программа сама оценивает и выставляет отметки школьнику за знания ОБЖ и терминов

Два ученика на другом компьютере выполняют задание по словарной работе. Здесь компьютер тоже оценивает и выставляет отметку. Программа рассчитана на следующие параметры выставления отметок: менее 50% правильных ответов ставит “2”, “3”-50-70%, “4” – более70-менее 85%, 85% и более – отметка “5”.

Учащиеся, которые сдают мне свои тетради на проверку, работают на четырех компьютерах в учебно-тренировочном центре. Здесь электронная программа составлена так, что позволяет запоминать правильные ответы и тренироваться в выполнении практических заданий и с терминами. Ученик не может перейти к другому тесту, если ответ неправильный.

По программе учебного курса для каждого класса мною разработаны и подобраны из различных источников тесты и словарь терминов. Тесты помогают осуществлять функции обучающую, информирующую, самоконтроля и, конечно, проверочную. Уважаемый читатель может с ними познакомиться в журналах "ОБЖ". Термины для удобства и доступности сведены в словарь терминов для каждого класса в отдельности по очередности, в которой они встречаются в учебнике. У ученика они всегда под рукой и ему не нужно, если забыл, пролистывать весь учебник, чтобы вспомнить значения и смысл слов. Заучивая определения, ученик повышает свой словарный запас и изучает язык общения на уроках ОБЖ.

Опыт использования тестов и тестовой электронной программы показал их действенность, эффективность в деле обучения учащихся. Школьники с удовольствием работают с ними. Но я бы хотел предостеречь учителей от чрезмерного использования тестирования учащихся. Тестирование нужно рассматривать только лишь как одно из средств нашей с вами работы. Нельзя подменять тестированием всю систему оценивая знаний учащихся.

Успехов всем вам в работе, в творческом поиске!

Электронная программа тестирования \автор Борисенков А.А.\

Инструкция:

Необходимо скопировать папку с программой на жесткий диск своего компьютера.

  1. Открываем папку.
  2. Есть три варианта использования электронных тестов:
  3. А – тренировочные \проверялка\,
    Б – для контроля или тестирования на оценку \test\.
    В – загрузочный \сохранение\.

  4. Открываем “проверялка”. – тренировочные: появляется надпись “загрузить тест”
  5. – Загружаем их – открывается перечень, над чем Вам угодно поработать в вариантах:
    – с терминами – обозначен класс и количество тестов \например: 10сл-60. Это 10 класс, сл – термины и в нем 60 тестов\;
    – с тестами по ОБЖ к примеру “11-140”. Это 11 класс и в нем 140 тестов\.,
    – эл.тесты ПДД – “пдд-125” – тесты по правилам дорожного движения, 125 тестов.
    – медподготовка – “медподготовка-158”, 158 тестов;
    – по Гражданской обороне: а\ – ГрОбор -130 тест; б\ ГрОбор -131-230 тест.

    При этом:

    – Открываем нужный нам класс – появляется окно “номера вопросов
    – В этом окне печатаем любые вопросы. К примеру: 40-46.
    – Подводим курсор к надписи “номера вопросов” и нажимаем на мышь \левая клавиша\
    – Открываются по одному нужные вопросы по названным номерам.
    – Читаем содержимое окна и выбираем правильный ответ – а, б, в или г.
    – Нажимаем на “следующий вопрос”. Переход к следующему вопросу осуществляется автоматически при правильном \внизу надпись – “правильно”\ ответе на вопрос.

  6. Откроем “тесты” – открываются классы и перечень, по какому направлению вам угодно протестироваться:
    а\ по терминам;
    б\ тестам ОБЖ;
    в\ по правилам дорожного движения;
    г\. по медподготовке;
    д\. по гражданской обороне.

– Открываем, к примеру, 5 сл-64 – словарная работа \5 класс – 64 теста\ на знание терминов\.
– Задаем нужные нам слова в окне “номера вопросов”, к примеру 3-9,
– курсор подводим к “номера вопросов” и открываем окно,
– В окне по одному появляются тесты по терминам.
– Читаем тест и выбираем справа правильный ответ – а\,б\, в\, или г\, затем нажимаем на “следующий вопрос”.
– После ответа на последний, указанный вами вопрос, вам ставится за работу отметка в пятибалльной шкале. Внизу высвечивается справка: сколько заданий вы выполнили и на сколько из них вы сделали правильных ответов.

  1. При открытии “сохр” – можно загружать в программу любые тесты и по любому предмету. Для этого печатаем без пробела “Вопрос№1”. Формулируем вопрос и проставляем на него ответы а, б, в, г. \не более 4-х вариантов ответа\. Можно отпечатать отдельно, скопировать и ввести в окно программы все тексты тестов.

Затем в окне “количество вопросов” проставляем число тестов. В нижних окнах напротив номера тестов проставляем правильный ответ. Затем сохраняем – “сохранить тест” в папке. Окно “загрузить тест” открывается в том случае, когда нужно добавить тесты или подкорректировать задания для какого-то класса. После корректировки нужно сохранять тесты в этой же папке с тем же названием.