Цели урока:
- Формирование понятие диаметра окружности.
- Развитие умений и навыков работы с информацией
на компьютере.
Развитие связной речи, произвольного внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
Развитие мышц мелкой мускулатуры. - Воспитание положительной мотивации к учению.
Привитие умений оценивать свою работу путём рефлексии.
Воспитание уверенности в себе, работоспособности.
Оборудование урока: компьютер, модель круга, красный и синий карандаш, циркуль, линейка.
Содержание урока
I. Оргмомент.
Психологический настрой.II. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы будем с вами:
– повторять ранее изученные понятия: радиус,
окружность, центр окружности;
– изучать новое понятие “диаметр”;
– распознавать диаметр окружности на чертежах;
– учиться проводить диаметр в окружности.
III. Актуализация имеющихся знаний.
Определите, какие геометрические фигуры изображены. Покажите границы фигур 2 и 3.
2. Постройте окружность радиусом 3 см 5 мм. Обозначьте центр окружности точкой О. На окружности отметьте точку К. Соедините точки О и К отрезком. Чем является отрезок ОК.
3. Опираясь на свой рисунок, вставьте в предложение слова:
Радиусом называется отрезок, который соединяет … … с центром окружности.
Подсказка. Одну точку.
Две точки.
IV. Введение нового понятия.
1. Слайд 8.. Определите, проходит ли отрезок АD через центр окружности. Чем являются отрезки АО и ОD?
2. Практическая работа
Ученикам предлагается модель круга, изготовленная из плотной бумаги, с выделенной окружностью, и центром.
Даётся задание: “Покажите окружность и её центр. Перегните модель круга пополам. Разверните и выделите линию сгиба карандашом. Обозначьте полученный отрезок. Проходит ли данный отрезок через центр окружности? Сколько точек окружности он соединяет?”
3. Начертите окружность радиусом 2 см 5 мм. Обозначьте центр окружности точкой О. Проведите внутри окружности отрезок АС так, чтобы точки А и С лежали на окружности, а сам отрезок проходил через центр окружности.
Вывод. Учитель подводит итог выполненным упражнениям и даёт определение: “Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через её центр, называется диаметром”. На чертежах диаметр обозначают буквой D.
V. Физкультминутка.Упражнения на снятие напряжения с мышц глаза, улучшение кровообращения.
VI. Закрепление нового материала.
1. Работа по слайду 13.
На слайде изображено несколько окружностей. Выделите мышкой те окружности, в которых проведён диаметр.
Сделай вывод. Слайд 14. Ученикам предлагается модель круга, изготовленная из плотной бумаги, с выделенной окружностью, и центром.
Даётся задание: “Покажите окружность и её центр. Перегните модель круга пополам. Разверните и выделите линию сгиба карандашом. Чем будет являться полученный отрезок? Перегните модель ещё несколько раз. Выделите карандашом линии сгиба. Сколько диаметров у вас получилось?”
3. По слайду 15 идёт закрепление определения диаметра.
4. Слайд 16. Установите, какой отрезок в окружности является диаметром. Почему другие отрезки нельзя назвать диаметрами?
5. Работа по слайду 17. Учащиеся по слайду на компьютере чертят такой же рисунок и вставляют в предложение нужные слова и записывают его.
Диаметры – отрезки …, …, … . Они соединяют … … … окружности и проходят через …
Проверяют свои ответы мышкой по компьютеру.
6. Задача на смекалку с.192, №931(6 см). Работа по слайду 18.
Начертите отрезок АК длиной 6 см. Постройте окружность так, чтобы отрезок АК был её диаметром.
На слайде есть подсказки, которыми дети могут вовремя воспользоваться.
Самостоятельная работа.
Слайд 19. (Ученики I, II групп решают самостоятельно, получают дополнительное задание с компьютера. III группа – с помощью разбора и устного проговаривания задачи)
Начертите круг диаметром 8 см. Проведите в круге радиус, диаметр. Запишите так: R = … см, D = …см.
При выполнении самостоятельной работы дети имеют возможность выполнить проверку по скрытому слайду 23.
VII. Домашнее задание.
С. 192, № 929
VIII. Подведение итогов урока.
(Путем рефлексии)– Что понравилось на уроке?
– Чтобы хотели выполнить ещё раз?
Список литературы:
1. Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2002г.