Цели урока: Ознакомить обучающихся со значением художественной обработки изделий из древесины, с её разновидностями.
Обучающая: ознакомить обучающихся с назначением и конструкцией резцов для выполнения геометрической резьбы, правилами безопасной работы и приемами работы ножом-косяком, с основными приемами составления рисунков для геометрической резьбы на ПК;
Развивающая: развивать навыки владения резцами, совершенствовать умение выполнять резьбу, соблюдать технику безопасности при выполнении резьбы; развивать представление о разновидностях художественной обработки древесины;
Воспитательная: воспитывать у обучающихся художественный вкус трудолюбие, чувство прекрасного.
Инструменты и оборудование: В кабинете технологии: нож-резак, заготовки осины размерами 90х20х90 мм., наждачная бумага, линейка, карандаш, циркуль, ластик, копировальная бумага, набор образцов с геометрической резьбой, изделия, содержащие геометрическую резьбу, кружки для рефлексии “Светофор”.
В кабинете информатики: (согласован по расписанию уроков), мультимедийный проектор, интернет, компьютеры, принтер, экран, бумага для печати.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Объяснение нового материала.
Ознакомление обучающихся с разновидностями художественной обработки древесины (демонстрация слайд шоу):
Учитель: Издавна выстроенный новый дом считался уязвимым для “Нечистой силы”. Поэтому крышу, окна и двери украшали “Оберегами” – резьбой по дереву (с магической символикой). Верх крыши – (конёк) украшали резной головой коня – самый ценный оберег, окна – красивыми прорезными наличниками, двери – резьбой.
Закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера крестьянин принимался за художества — вырезание из древесины. В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями: изготовлял игрушки, сувениры, деревянную посуду и т. д. Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали из окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали в крестьянской избе ощущение праздничности и нарядности. Россыпью геометрической резьбы украшались также солонки, совки для сбора ягод и другие изделия крестьянского обихода. Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Одно из этих ремесел — знаменитая хохломская роспись, которая сохранилась до наших дней. Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке современной мебели также занимают различные виды резьбы.
Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плоскорельефная, контурная, прорезная, геометрическая.
Плоскорельефная резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Её разновидностью является геометрическая резьба.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется она в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов.
Прорезная или пропильная резьба является наиболее простой. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках. У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда используют яркую ткань.
Геометрическая (трехгранно – выемчатая) резьба представляет собой вырезанные элементы из треугольников, квадратов, окружностей. (Демонстрация геометрических рисунков, которые можно выполнить на компьютере для различных поделок).
- Образцы трехгранно-выемчатой (геометрической) резьбы, фотографии изделий, обучающиеся ищут в Интернете и рассматривают на компьютерах.
Все элементы геометрической резьбы представляют собой сочетание треугольников, вырезанных в определенной последовательности.
- Объяснение порядка выполнения рисунка геометрической резьбы на компьютере (презентация)
Во время объяснения аналогичный рисунок обучающиеся делают на компьютерах:
- В Paint выбрать команду “линия” и провести прямую линию примерно на 80 мм;
- немного ниже начертить произвольный равносторонний треугольник;
- выбрать окно “выделение”;
- выделить начерченный треугольник для копирования;
- На ранее проведенной линии с помощью команды “вставить” выполнить копии треугольников один за другим;
- В такой последовательности построить необходимую длину цепочки из треугольников;
- Построенную цепочку с помощью команд “выделить” -“копировать”-“вставить” скопировать 3 раза;
- Один ряд треугольников повернуть на 90 градусов по часовой стрелке и присоединить с другим рядом, как показано на рисунке;
- В такой же последовательности присоединить оставшиеся два ряда треугольников до получения квадрата;
- В центре полученного квадрата построить окружность;
- С помощью прямых линий разбить окружность на 16 частей.
Полученный рисунок можно копировать необходимое количество раз и в дальнейшем применять для разметки заготовок под резьбу (при необходимости отпечатать на принтере).
- Сообщение о назначении и конструкции различных резцов. (Показ слайд шоу)
Резцы различают по профилю и ширине полотна. Они могут быть прямыми и полукруглыми различных сечений радиусов. Передняя часть прямого резца должна быть правильной плоской формы без царапин и вмятин. Резцы бывают отлогие, средние и крутые. Форму полукруглого резца определяют радиусом изгиба полотна, а размер – шириной полотна.
Прямые резцы применяются для прорубки контура орнамента, зачистки фона и других работ.
Резцы – косяки применяются в основном для геометрической резьбы.
Полукруглые резцы – основной инструмент при выполнении всех видов резьбы. Ими обрабатывают выпуклые и вогнутые поверхности.
Уголки служат для прорезания линий и жилок.
4. Практическая часть занятия.
а) Обучающиеся переходят в кабинет технологии, одевают рабочую одежду.
б) зачистка заготовки наждачной бумагой, разметка заготовок для выполнения резьбы по построенным на компьютере рисункам.
в) самостоятельная практическая работа обучающихся.
5. Работа резцом – косяком.
а) Показ приемов работы резцом.
б) Объяснение правил безопасного труда.
- Как правильно передавать инструменты друг – другу?
- В какой части верстака необходимо класть инструменты?
- Использовать резец только для резьбы.
- Можно ли держать деталь рукой на линии реза?
- Не торопи товарища во время работы и не отвлекай его посторонними разговорами.
в) Самостоятельная работа резцом.
6. Заключительная часть занятия.
- Почему надо класть резец обязательно в лоток?
- Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?
- Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?
- Как и чем размечают заготовки для резьбы?
- В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
- Замечание по работе и дисциплине обучающихся в мастерской.
7. Рефлексия урока.
Приём “Светофор”.- Кружок красного цвета – понравилось, всё было понятно;
- Кружок желтого цвета – понравилось, но есть вопросы;
- Кружок красного цвета – не понравилось, было всё не понятно.
Используемые источники:
- Учебник “Технология” для 6 класса В.Д. Симоненко 2001 г.
- Резьба по дереву А. Ю. Семенцов 2003 г.
- Художественная работа по дереву Е. А. Андреева 2008 г.
- Домовая резьба В.Г. Буриков. В.Н. Власов 1997 г.
- Резчикам по дереву К. А. Туманян 2004 г.
- http://fotki.yandex.ru/users/alexfotonord/view/377024/