Класс: 2.
Тема: Герои немецких сказок в музыке.
Цель: обобщение учебного материала по изученным темам.
Задачи:
Обучающие:
- расширение общего и страноведческого кругозора учащихся;
- познакомить детей с инструментальной музыкой П.И Чайковского, С.С. Прокофьева, с немецким фольклором (немецкая песня);
- формирование лексических и грамматических навыков говорения и чтения на иностранном языке.
Развивающие:
- развитие языковой и музыкальной догадки, умения анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное;
- развитие навыков детального и поискового чтения, чтения вслух.
- развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память.
- развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в плане исполнения.
Воспитательные:
- пробуждать интерес к русской классической музыке;
- воспитывать интерес и уважение к иноязычной культуре.
Практические:
- повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка и музыки;
- проверить и закрепить ЗУН учащихся
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Приложение 8), карточки средств музыкальной выразительности (Приложение 3), синтезатор, интерактивная доска.
План-конспект урока
I. Организационный момент.
Звучит 1-ый куплет песни В. Шаинского, Ю. Энтина “В мире много сказок” в исполнении учителей музыки и иностранного языка. На доске записаны слова, дети могут подпевать. (Слайд № 1) (Приложение 1)
Учитель музыки: Ребята, догадались ли вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети: О сказках.
Учитель музыки: Правильно о сказках. А вы любите сказку?
Дети: Да, очень! Сказку любят все!
Учитель музыки: Сегодня мы “увидим” как же ведут себя сказочные герои в музыке, какой они живут жизнью. Назовите своих любимых сказочных героев.
Дети: Буратино, Золушка, Красная Шапочка, Карлсон …
II. Основная часть.
1. Учитель музыки: Тема нашего урока “Герои немецких сказок в музыке”. (Слайд № 2) С некоторыми героями, которых вы назвали, мы сегодня сможем встретиться.
А сейчас посмотрите на доску. Здесь наш знакомый – цветик-семицветик. (Слайд № 3). Он волшебный. Он помогает нам на уроках. Как?
Дети: Говорить о музыке музыкальным языком.
Учитель музыки: Что является главным в музыке?
Дети: Интонация
Учитель музыки: Конечно, самое главное в музыке – это интонация. Из её зёрнышка-фразы вырастает музыка. Давайте вспомним средства музыкальной выразительности, помогающие говорить о музыке, и сразу назовём значение этих слов.
Дети: Лад (Мажор, минор), темп (быстрый, медленный), динамика (громко, тихо), тембр – окраска звука, регистр (высокий, средний, низкий), ритм (острый, ровный, пунктирный), мелодия (нежная, певучая, плавная, скачкообразная).
Учитель музыки: Молодцы, ребята!
Учитель немецкого языка: И вот вам первая загадка. (Слайд № 4):
Дети: Золушка!
Учитель немецкого языка: Правильно, это Золушка из сказки немецких сказочников братьев Гримм. (Слайд № 5). Ребята, а какими чертами характера наделена Золушка?
Дети: Добрая, заботливая, скромная. (Слайд № 6)
Учитель немецкого языка: Ребята, давайте узнаем, что хочет рассказать нам о Золушке наша старая знакомая die Weise Eule (Мудрая Сова). Посмотрите на доску, прочтите текст вслух и выберете из текста слова, которыми Мудрая Сова характеризует Золушку. (Слайд № 7)
Сначала учитель обращает внимание учеников на сноски. Потом уч-ся читают текст вслух по цепочке и переводят, пользуясь сносками. Затем называют слова-характеристики Золушки.
Дети: Aschenputtel ist sehr flei?ig und nett, sсhon und gut, hilfsbereit und freundlich.
Учитель немецкого языка: Здорово! Вы все сказали верно.
Учитель музыки: Не только писатели, но и композиторы рассказывали о Золушке. Давайте послушаем музыку из балета С.С.Прокофьева “Золушка” (4 мин.) (Приложение 2) А самые внимательные ученики могут определить количество частей в этом произведении. (Слайд № 8)
Во время прослушивания ребята используют прием пластического интонирования для более эмоционального восприятия музыки.
Учитель музыки: А теперь, ребята, приготовьте свои карточки, обозначающие средства музыкальной выразительности и жанры музыки (Приложение 3), и постарайтесь с их помощью определить характер и настроение музыки.
Как вы думаете, в каком жанре прозвучала музыка? Почему вы так думаете?
Дети: Танец.
Учитель музыки: Правильно, танец. А именно?
Дети: Вальс, слышится мягкость, плавность, кружение, радость в музыке.
Учитель музыки: Действительно, мы слушали вальс из балета С.С. Прокофьева “Золушка”. Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала?
Дети: Тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта.
Учитель музыки: Ребята, как вы догадались, какие чувства переданы в музыке?
С помощью каких средств музыкальной выразительности?
Дети: С помощью лада (показывают карточки), мелодия плавная, а в конце произведения отрывистая, интонация восходящая.
Учитель музыки: Как вы думаете, сколько частей прозвучало?
Дети: Две части.
Учитель музыки: Совершенно верно. Два фрагмента, два разных характера. Первое – настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе – тревога, крушение мечты.
2) Учитель музыки: А сейчас мы послушаем музыкальную загадку. И вы попытайтесь угадать сказочного персонажа. Я думаю, это будет не трудно.
Звучит 1-ый куплет песни “Госпожа метелица” 40 сек. (Слайд № 9) (Приложение 4)
Учитель немецкого языка: Итак, о ком идёт речь в песне?
Дети: О Госпоже Метелице.
Учитель немецкого языка: А давайте дослушаем песню до конца и проверим себя. Звучит продолжение песни “Госпожа метелица” 20 сек. (Слайд № 10) (Приложение 5)
А вы знаете, кто написал сказку об этой сказочной героине?
Дети: Братья Гримм.
Учитель немецкого языка: Верно, братья Гримм. (Слайд № 11)
Учитель немецкого языка: У немецкого народа тоже есть песни о Госпоже Метелице. Послушайте немецкую народную песню “Frau Holle” в исполнении ваших одноклассников. (Слайд № 12)
Ребята исполняют песню на немецком языке под аккомпанемент учителя музыки. (Приложение 6)
Учитель немецкого языка: Вам понравилась песня?
Дети: Да.
Учитель музыки: Поднимите карточки определяющие лад произведения, динамику, жанр.
Дети: Лад– мажорный , динамика – громкая, жанр – песни.
Учитель немецкого языка: Ну что же, ребята, я вижу песня вам понравилась. А сама Госпожа Метелица?
Дети: Да.
Учитель немецкого языка: Мудрой Сове тоже нравится “Frau Holle”. Найдите в тексте слова подтверждающие это. Как описывает Госпожу Метелицу Мудрая Сова? (Слайд № 13)
Дети: Sie ist alt, aber nett, hilfsbereit und gut.
3) Учитель немецкого языка: Кроме Золушки и Госпожи Метелицы в немецкой культуре есть еще много интересных сказочных героев. Составьте из букв имя следующего сказочного героя. (Слайд № 14).Дети: Щелкунчик. (Слайд № 15)
Учитель немецкого языка: Ребята, все мы любим сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок, о Щелкунчике, сочинил немецкий писатель Гофман. (Слайд № 16). Давайте снова обратимся к Мудрой Сове. Что она думает о Щелкунчике? (Слайд № 17)
Дети: Er ist gut, klug und tapfer. Er ist hilfsbereit.
Учитель музыки: Как вы уже слышали, сказку о Щелкунчике написал немецкий писатель Гофман, а русский композитор написал балет “Щелкунчик”, может вы назовете имя этого композитора?
Дети: Пётр Ильич Чайковский
Учитель музыки: Конечно же, это П. И. Чайковский (Слайд № 18). Послушайте музыку и угадайте ее жанр.
Дети слушают марш из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского(.2.22 мин) (Слайд № 19). (Приложение 7)
Учитель музыки: Какой жанр музыки вы услышали? Поднимите нужные карточки.
Дети: Марш (показывают карточки) (Слайд № 20).
Учитель музыки: Почему вы так решили? Какие средства музыкальной выразительности помогли вам.
Дети: Мелодия четкая, как будто играют на маленьком барабане.
Учитель музыки: А какое здесь настроение, лад, динамика.
Дети: Радостное, весёлое, бодрое. Лад мажорный . Динамика не громкая, тихая . (при каждом ответе показывают карточки)
Учитель музыки: Молодцы!
III. Заключение урока.
1) Подведение итогов урока.
Учитель немецкого языка: Наше путешествие в сказку заканчивается. Давайте еще раз вспомним, о ком мы сегодня читали и говорили (Слайд № 21) . Посмотрите на доску и ответьте на мои вопросы. Wer ist das?
Дети: Das ist Aschenputtel. Das ist Nussknacker. Das ist Frau Holle.
Учитель немецкого языка: К какому герою относится эта характеристика. Wie ist Aschenputtel / Nussknacker / Frau Holle?
Дети выходят к доске и соотносят изображения и характеристики сказочных персонажей, работая на интерактивной доске.
Дети: Aschenputtel ist schon und freundlich. Nussknacker ist klein und tapfer.
Frau Holle ist alt und hilfsbereit.
Учитель музыки: Сегодня с нами говорили разные композиторы, выражая своё отношение к волшебному, фантастическому миру. Давайте вспомним этих композиторов и их произведения. (Слайд № 22)
Дети: Балет “Золушка” С. С.Прокофьева, балет “Щелкунчик” П.И. Чайковского. Еще мы слушали немецкую народную песню “Frau Holle”.
Учитель музыки: Умнички, а скажите, какие жанры нам встретились в пути. (Слайд 23)
Дети: Танец, марш, песня.
Учитель музыки: Хорошо. Как вы думаете, почему же столько много внимания уделяется сказочным героям в искусстве? И вообще, нужны ли вам сказки? Скорее всего, нет!
Дети: Нужны! Они волшебные, в них происходят чудеса. Добро всегда побеждает зло.
Учитель музыки: Да, сказка – воплощённая мечта человека о прекрасном, о добром, чего не хватает в реальной жизни! Порой сказки очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд.
2) Домашнее задание.
Придумайте эскизы костюмов Золушки, Госпожи Метелицы, Щелкунчика.
3) Выставление оценок.
Учитель немецкого языка: Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали.
Учитель музыки: На этом наш урок закончен. Спасибо всем и до свидания.
Список литературы:
- УМК Музыка. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.
- УМК Первые шаги. Учеб. нем. яз. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л.И Рыжова. – М.: Просвещение, 2006.
- Интернет ресурсы:
- © igraj-poj.narod.ru https://urok.1sept.ru/articles/577080/
- http://schoolbiblio.ucoz.ru/load/nauchnoe_obshhestvo_shkoly/kak_rabotat_nad_issledovaniem/v_pomoshh_issledovateljam_5_11_kl/70-1-0-142