Открытое занятие в 1-м классе специальной коррекционной школы VIII-го вида по теме: «Масленица»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Приобщение к национальной культуре русского народа.
  • Продолжать работу с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
  • Развивать творческое воображение, внимание, мышление, желание самостоятельно работать, стремление к достижению результатов.
  • Коррегировать логическое мышление, двигательную сферу через упражнение с мелкой моторикой.
  • Воспитывать чувство уважения к народным традициям, желание выполнить работу аккуратно, тщательно продумывая её, а также содержать в чистоте и порядке рабочее место.

Оборудование: Эмблема и название занятия, иллюстрации по теме, одноразовая посуда (блюдце, ложечка) на каждого ребёнка, блины, салфетки, сгущённое молоко.

Ход занятия

I. Подготовительная часть

а) орг. момент

Все готовы к занятию, можно начинать.

  • Ребята, подскажите, какое сегодня занятие? (дети узнают занятие по эмблеме (рисунок) символизирующей именно этот вид деятельности)

Правильно «Умелые ручки». Как мы с вами говорим про наши ручки «Умелые ручки умеют всё делать, умелым рукам нет покоя ни в чём!»

Молодцы!

б) сообщение темы

Наше занятие посвящается весёлому русскому празднику Масленица. И сегодня мы не только познакомимся с этим праздником, но и выполним одну очень интересную работу. А, вот что мы с вами сделаем, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать. Согласны?

II. Основная часть

а) беседа

Ребята, оказывается у нашего народа много замечательных традиций и одна из них провожать зиму, встречать весну и солнце. В это время люди празднуют замечательный старинный, русский народный праздник Масленицу. Праздник этот начался сегодня, т.е. в понедельник и продлится до конца недели, до воскресенья.

Представляете целую неделю игр и веселья!

  • Как же проходит праздник Масленица?
  • Может кто-то из вас знает, видел?
  • А рассказать можете? (рассказы детей)

Ну вот! Кое-что вы уже знаете.

Итак, Масленица – это весёлые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.

В народе Масленицу называют «весёлая», «объедуха», «косаточка», «чистая, широкая Масленица» Авдотья Изотьевна.

Представляете! У каждого дня есть своё название, и я хочу рассказать вам о некоторых из них.

1-й день. Понедельник – это как раз сегодня, его называют «встреча».

(повесить иллюстрации с чучелом масленицы)

В этот день изготавливали чучело Масленицы, из соломы, сажали его на шест и носили по округе с песнями.

2-й день. Вторник – его кличут «заигрышем».

(повесить иллюстрации с ярмаркой)

В этот день устраивали маскарады. Мужчины рядились в женские наряды, женщины в мужские, некоторые рядились в костюмы зверей и шутов. Всюду звучала музыка, смех. Вечерами на улицах разжигали костры и в небе вспыхивали огни фейерверков. Ряженые ходили по гостям и устраивали небольшие концерты, за это хозяева их угощали.

3-день. Среда «лакомка».

  • Как выдумаете, почему этот день так называется «лакомка»?

(ответы детей)

Молодцы! В этот день готовились самые разные вкусности, (иллюстрации с изображениями разных пряников, пирогов, булочек с узорами)

Посмотрите-ка, какие стряпали пряники, пироги и на всех нанесены разные красивые узоры.

А вот самым главным угощением праздничного стола были – круглые, румяные, горячие напоминающие солнышко которое всё ярче начинало светить, конечно же – это…блины (иллюстрации с изображениями блинов)

Посмотрите и блины тоже украшали разными узорами.

Вот и у нас с вами сегодня, как и положено, в Масленицу приготовлены блины с пылу, с жару просто объедение.

Предлагаю не терять времени и как в старину и украсить блинчики своими узорами.

б) анализ образца

Давайте ка ещё раз посмотрим на картинки с блинами, и мы с вами увидим, что рисунок на блине может быть любым.

  • Кто мне скажет, что изображено на блинах?

( нарисованы и палочки и кружочки, фигурки животных и даже цветочки разные.)

  • Красота, правда?
  • Какой формы блины?
  • Какого цвета?
  • На что похожи блины? (на солнышко)

Вот и мы с вами сегодня на блинах будем рисовать солнышко

Ну, а если разрисованные блины будут для нас необычными то, наверное, и более вкусными.

Давайте хорошо рассмотрим блинчик с солнышком. (приложение рис.№ 8)

  • Какой формы солнышко?
  • Что нарисовано в центре солнышка? (носик)
  • На что он похож? (на треугольник)
  • А, это что? (глазки)
  • На что они похожи? (на кружочки)
  • А наше солнышко весёлое или грустное?
  • А как вы догадались?
  • А, что же это, такое? (лучики)

Правильно это лучики солнышка, но лучики не простые, а маленькие капельки.

Вам понравилось это солнышко.

  • Хотите вместе со мной нарисовать себе такое же?

Хорошо, я вам помогу, но прежде чем начать работу я думаю нам нужно

подготовить наши ручки к работе.

в) физ. минутка  «Солнышко»

Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться.)
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже. (Руки опускать на колени.)
Хорошо, хорошо солнышко смеётся.
А под солнышком друзья весело живётся. (Хлопки в ладоши. Улыбнуться.)

Ну, вот мы и готовы к работе.

Рисовать на блинах мы с вами будем, сгущенным молоком.

У каждого на столах в блюдце (в каждом лежит приготовленный блин) и ложечка, в розетках, т. е. в маленьких чашечках сгущенное молоко.

г) инструктаж по т.б.

И перед тем как начать я вам расскажу о правилах, которые вы будете соблюдать во бремя работы. Я говорю, вы за мной повторяете:

  • не трогать блин руками
  • не размахивать ложкой
  • при необходимости пользуйтесь салфеткой

д.) практическая часть

  • Ну что, приступим к работе?

Для того, чтобы нанести узор на блин, нужно набрать небольшое количество сгущённого молока в ложечку и стараясь выливать его капельками, создавать задуманное. Если кому-то будет непонятно, тихонько поднимите руку.

  • Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (с круга)

Молодцы! Я делаю первая вы за мной, (показ+выполнение детей)

В центре нарисуем носик (показ+выполнение детей)

Дальше нарисуем глазки (показ+выполнение детей)

А теперь красивую улыбочку (показ+выполнение детей)

И в конце лучики (показ+выполнение детей)

Я вам показала один лучик, но посмотрите разве у солнышка он один, конечно нет. Остальные вы нарисуете сами.

(Во время практической части, следить за выполнением правил при работе, осанкой учащихся)

Ребята, кто из вас справится с работой, поднимите руку.

(тем ребятам кто раньше других выполнит задание, предложить помочь приготовить чай, всё необходимое приготовлено заранее)

III. Заключительная часть

а) анализ детских работ

Вот, все и закончили свои работы, давайте отложим в сторону ложечки, салфетки и рассмотрим ту красоту, которую создали наши «Умелые ручки».

(тарелки с блинами остаются на столах, вместе с детьми подойти к каждой)

  • Понравилось ли необычное занятие?
  • Расскажешь другим, что простой блин можно сделать более интересным, а ещё и вкусным?

Давайте выберем самую красивую, самую аккуратную работу.

б) итог занятия

  • К какому празднику мы украсили блины?
  • Что это за праздник – Масленица?
  • Когда он отмечался?

Вы все просто молодцы!

Ребята, сегодня вы научились готовить необычное вкусное угощение, которое можно предложить друзьям, когда они придут к вам пить чай в масленичную неделю.

Ну, а сейчас давайте и мы с вами все дружно помоем руки и сядем пить чай с блинами, ведь сегодня начался праздник Масленицы.