В современном учебном процессе практически любой учитель применял или применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения.
На сегодняшний день арсенал форм уроков современного учителя постоянно обновляется, одной из распространенных форм является игра.
Игра на уроке географии - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация, в которой более наглядно можно рассмотреть и понять природные явления, демографические процессы, работу транспорта и многое другое.
Игра способна сформировать и развить познавательный интерес ученика. Разнообразные задания и вопросы, кроссворды, викторины, позволяет разнообразить урок, сделать его интересным и запоминающимся. Игры могут использоваться учителем, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, а именно проведении вечеров, праздников, тематических встреч и так далее.
Всегда можно комбинировать формы учебной деятельности, например учебный проект и игру. Например, учащимся предлагается создать туристическую фирму и разработать маршрут по изучаемой территории. Далее учащимся предлагается прорекламировать свой маршрут, составляя маршрут, ученики изучают социально-экономическую ситуацию, особенности природы, достопримечательности, а также биографии и наследие выдающихся деятелей культуры и науки, родившихся или проживавших на изучаемой территории. Презентация туристического маршрута в зависимости от возраста учащихся может проводиться на русском, английском или другом языке, изучаемом в данном образовательном учреждении. Благодаря такой форме проведения занятий у учащихся формируется целостная картина мира, понимание единства планеты и человека, реализуется воспитательная направленность урока.
Правильно организованная игровая деятельность помогает воспитывать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, сознательной дисциплины, выдержки, умения признавать свои ошибки. Участвуя в совместной игровой деятельности, дети учатся управлять своими эмоциями, правильно реагировать на успех и неудачу, проявлять этичное отношение к сопернику. В игровой форме очень интересно проводить обобщающие уроки по темам.
Вашему вниманию хочу предложить пример игры, которую провожу со своими учениками на уроках закрепления пройденного материала. Правила этой игры очень простые.
- Игра проводится между 3-мя командами по 5-6 человек.
- Для технического обеспечения игры используется презентация с организованными гиперссылками.
- Право первого хода определяет жеребьевка.
- Участникам предлагается игровое поле следующего вида - несколько цветовых полей в каждом цветовом поле по 6 вопросов. Цветовых полей, может быть, разное количество в зависимости от сложности темы и отведенного на игру времени.
Команды по очереди выбирают цвет и номер вопроса. Появляется вопрос, на который нужно ответить команде, вопросы оцениваются по сложности от 1 до 3 баллов. Например: вопрос синий цвет 2, появляется вопрос на 3 балла или желтый цвет 3, появляется вопрос на 1 балл, ответив правильно, команда получает эти баллы в свою копилку.
- После оглашения вопроса на обдумывание командам даётся 1 мин. Отвечает та команда, которая первая позвонит в колокольчик.
- Если команда дала неправильный ответ и время на обдумывание не истекло, остальные команды также могут позвонить в колокольчик и получить право ответа.
- Когда все вопросы отыграны, суммируют баллы, полученные в ходе игры и определяют победителя. Если команды набрали одинаковое число баллов, победителя определяют по дополнительным показателям, например, по большей сумме правильных ответов или по меньшему времени, затраченному на ответ, или по розыгрышу дополнительных вопросов.