Сценарий воспитательно-игровой программы "Взвейтесь кострами"

Разделы: Внеклассная работа


Сценарий воспитательной игровой программы «Взвейтесь кострами» относится к разделу «Внеклассная работа», игра проводилась для детского объединения учащихся 5-7 классов «Юный патриот» МОУ СОШ № 88 города , работой которого в этом учебном году я руковожу.

Цели и задачи:

  • знакомить учащихся с историей пионерского движения в России;
  • содействовать воспитанию патриотических, нравственных качеств личности;
  • вовлекать учащихся в  игровую  совместную творческую деятельность;
  • способствовать созданию пространства общения и взаимодействия, стремления к комфортному общению;
  • развивать коллективизм, коммуникабельность, лидерские качества, чувство любви к дому;
  • воспитывать уважение друг к другу;
  • дать возможность учащимся продемонстрировать эвристические, креативные;
  • физические способности;
  • научить быстро перестраивать свою деятельность.

Оформление: плакат с изображением бригантины «Алые паруса», плакаты с названиями и рисунками островов  Историчекий, Затейников, Дружбы, острова Силачей.

Оборудование: фонограммы шума моря, гудка  и прибытия парохода, пионерских песен, «маршевых» детских песен, условия викторины для каждой команды, тексты песен,     заготовки для аппликаций., конверты с заготовками для игр.

Участники игры: команды 5а, 5б, 6а, 6б классов, помощники-руководители островов ученики 7а и 7б классов.

Зрители и болельщики: учащиеся 5-7 классов.

Жюри:  учителя и учащиеся 11 класса.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята – участники игры, болельщики, гости! Мы с вами присутствуем на игровой программе «Взвейтесь кострами», которую посвящаем  будущему 90-летнему юбилею  пионерской организации.  Представьте себя  стоящими на корме корабля с Алыми парусами. Почему именно на таком корабле нам хочется совершить путешествие? Конечно, вы знаете, что Алые паруса – это вечный символ романтики, мечты, поиска и открытий. Но и пионерский галстук ведь тоже алого цвета. Нас ждут увлекательные конкурсы, развлечения, соревнования – на каждом острове свои,  такие, в которые  любили играть пионеры разных лет, я совершенно уверен в том, что многие из них вам хорошо известны, и вы тоже их очень любите. Ни одно хорошее дело не обходится без хорошей песни, споем вместе под гитару песню «Алые паруса».

Исполнение   песни; фонограмма шума волн.

Ведущий: Мы приближаемся к острову “Исторический”!

Фонограмма гудка и прибытия парохода.
Выходит  группа учащихся, представляющих первых пионеров, с отрядным флагом, с лозунгами: “К борьбе за рабочее дело будь готов!” По-очереди ребята рассказывают.

Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая 1922 года и официально распущена в 1991 году. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина  была переименована в его честь. Пионер – это человек, который идет впереди других и прокладывает дорогу, идущим за ним. Первые отряды пионеров  создавались в пролетарской среде  - при заводах, сельсоветах,  детских домах, клубах. После того, как было введено обязательное начальное образование пионерские дружины  стали создавать в школах, пионерами становились дети от 9 до 14 лет. Пионеры активно участвовали в субботниках, в различных агиткампаниях  за грамотность, за экономию , за мир . Во время войны  пионеры писали письма бойцам, помогали семьям фронтовиков, организовывали концерты для раненных. К моменту распада СССР в школьных дружинах в пионеры принимали детей от 10 до 15 лет. Нет в нашей стране людей, родившихся до 1980 года, кто бы ни был пионером. Все они с теплом вспоминают пионерские походы, посадку деревьев, сбор металлолома  и макулатуры, игру «Зарница», лето в пионерских лагерях.

– Ребята, мы кратко напомнили вам историю  пионерии и предлагаем вам вопросы викторины (для каждой команды  одинаковые), впишите  после обсуждения  ответы.

Ведущий. Ребята! Я думаю, что вы хорошо справились с вопросами викторины, это проверят члены жюри, но слышите шум волн, мы отправляемся дальше на остров Дружбы.

Руководитель острова Дружбы. Мы у подножия горы Аю-Даг, где расположился самый знаменитый пионерский лагерь “Артек”. 1 июня 1925 года – его день рождения.

Там синее море и небо там синее-синее,
Там синие мачты и чайки там синие,
Там синие сны и мечты там лазорево-синие.
Там синие росы и синего цвета дожди,
Там даже ромашки такой синевы!
В те дни, что жила я в том синем краю,
Меня научил ты тянуться к добру.
Ты мне подарил два надежных крыла,
Чтоб жить и бороться я смело могла.

– Эти стихи написала  девочка, которая отдыхала в «Артеке»
Многие из вас тоже отдыхали в различных летних лагерях, пусть они теперь и не называются пионерскими, но ведь добрые законы и традиции, веселые задорные игры не изменились. Я предлагаю поиграть. Ни дня в лагере не проходит без  веселых «речёвок», идут ли дети на зарядку, в столовую, на пляж. Давайте послушаем наши команды, какая самая дружная? Самая голосистая? Команды по очереди выступают. (Тексты «речёвок» в Приложении 2)
Какие замечательные воспоминания остаются у всех, кто хоть один вечер провел с песнями у костра, а ведь эта традиция тоже появилась в пионерских лагерях. Пламя костра напоминало жар-птицу, которая щедро дарила небу свои огненные перышки-искры. А те, поднявшись ввысь, становились новыми звездами. У костра всегда звучала песня. Ребята, давайте представим себе, что мы тоже сидим у костра, какие пионерские песни вы слышали и знаете?

Конкурс пионерской песни

Исполняются песни:  (Приложение 3)

  • «Пионерский костер»,
  • «Пионерское звено»,
  • «До чего же хорошо кругом»,
  • «Орлята учатся летать»,
  • «Марш юных пионеров»

Ведущий. Ребята, а не засиделись ли вы у костра? Нас ждут на острове Затейников с замечательными веселыми конкурсами, скорее в путь!

Фонограмма шума моря

В костюме клоуна командир Затейников: Ребята! Пионеры всегда были затейниками новых, интересных дел. Предлагаю каждой команде поработать руками – вам нужно будет заняться аппликацией, с этим занятием все хорошо знакомы, но мы с вами на острове затейников, поэтому и аппликации у нас будут необычными – создайте картину и придумайте ее название за то время, пока будет звучать музыка.

(Для аппликации предлагается по 3 квадрата, круга, треугольника, прямоугольника)

Представление картин и их названий. Работы сдаются жюри.

Клоун. Дорогие, ребята! Мы сегодня много говорим о том, как складывалась история пионерской организации, мы знаем, как приветствовали пионеры друг  друга на сборах.

(Ребята, одетые в парадную форму с галстуком, показывают приветствие пионеров).

– Во всем мире при встрече принято здороваться: пожимать руки, снимать шляпу, тереться носами – каких только жестов не изобрели жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга, выражать свое  уважение, почтение, симпатию. Каждой команде дается задание: придумайте, как могли бы приветствовать своих сородичей дикари из воинственного племени  Йохо-чо-хо и покажите нам это приветствие через 2-3 минуты.

Просмотр приветствий.

Клоун.

Внимание! Внимание!
Сегодня в расписании
На острове Затейников
Уроки необычные!
Но самые отличные!
Сегодня нет чтения,
А есть столоверчение!
И нет природоведенья,
Но есть конфетоеденье!
А вместо математики –
Урок игры в солдатики!
И там же в расписании
Уроки нескучания!
Уроки хохотания и дуракаваляния
И даже физкультуры нет,
Взамен нее – большой обед!!

Дорогие ребята! Предлагаю вам вспомнить, что слова, в том числе и в расписании состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово  можно собрать много других слов. Например, из слова ИСТОРИЯ можно сделать слова: ТРИ, РОТ, РИС, РОСТ, СИТО. Предлагаю  игру «СПРЯТАВШИЕСЯ СЛОВА»: каждой команде за одну минуту составить как можно больше слов из букв, входящих в  исходное слово, выигрывает та команда, у которой «несовпадающих» слов окажется больше. Готовы? Слово из расписания – МАТЕМАТИКА! Возьмите заготовки в конвертах на столах.

Проверка результатов работы команд.

Ведущий. Ребята! А знаете, мы спросили у бывших  пионеров, у  бабушек и дедушек, в какие пионерские игры они любили играть? Догадайтесь!

Раз в год заставляла всех шевелиться
Боевая игра с названьем – «Зарница».
В военную форму Генштаб одевался,
Листок боевой каждый день издавался
Школа делилась на батальоны.
Были разведчики, были шпионы.
И командиры, и замполиты.
Сраженья в лесу до сих пор не забыты
Срывали шевроны, братались до слез.
Да, все в «Зарницу» играли всерьез.
В 8 утра на поверку вставали.
В школьной санчасти всех бинтовали,
На НВП автомат разбирали.
В противогазах друг друга пугали.

Ведущий. Всех нас ждут веселые соревнования на острове Силачей, плывем скорее.

Руководитель в спортивном костюме. Вы прибыли на остров, надеемся, что станете силачами. Командам – построиться! Наша «Зарница» в миниатюре будет состоять из 5 этапов Жюри, следите, приступаем!

1 этап. «Кто самый быстрый мотальщик?»

Заготовлено четыре (по количеству команд) гири, которые подвешены к круглым  палкам с помощью прочного шнура. Задача играющего – встав на стул кистями рук намотать шнур на палку, подняв привязанный к  шнуру груз.

2 этап.

В «Зарнице» всегда проводили конкурсы-соревнования, в которых проверялось умение оказать первую медицинскую помощь.
Этот этап называется «Переноска раненного» В каждом  забеге участвуют  трое: два здоровых участника и третий – «раненный», у него сломана нога и сам он передвигаться не может. Здоровые игроки должны сплести руки так, чтобы получилось удобное сиденье: «раненный» садится  в это сиденье, ухватившись за шеи  друзей. Когда «раненный» готов, тогда давался старт – бег до флажка и обратно; передача эстафеты – перенос всех «раненных» из команды (3 человека)

3 этап. «Перевязка раненного»

В каждой команде один –  раненный: сломана рука и нога. Для перевязки используются  подручные материалы 6 две деревянные линейки и рулон туалетной бумаги. Соревнование не только на скорость, но и на аккуратность.

4 этап.

– Ребята, вы, конечно, знаете, что все  физически крепкие люди умеют приседать. Приседание считается очень полезным занятием, укрепляющим мышцы. Чтобы приседать было нескучно, мы немного изменим задание: нужно держать обеими руками за спиной  теннисный мячик. Это задание для всей команды и назовем его «Веселые приседания», по моему приказу всей команде нужно сделать 10  веселых приседаний.

5 этап.

– Ребята! Даже герои мультфильмов – крокодил Гена и  Чебурашка знали, что пионеры умеют ходить строем, а любая маршевая песня при этом только помогает, в этих песнях очень четкий ритм, их исполняют громко и бодро.
Согласитесь ходить строем, чеканя шаг, непросто, но когда получается – это просто здорово. Давайте проверим. Строевые песни вам достанутся  всем разные, слова я вам раздам, но думаю, что вы их хорошо знаете, спеть и промаршировать нужно под    первый  куплет и припев.

Песни: (Приложение 4)

  • «В траве сидел кузнечик»,
  • «Маленькой елочке холодно зимой»,
  • «От улыбки хмурый день светлей»,
  • «Расскажи, Снегурочка, где была»

Ведущий. Предоставляем слово жюри.

Жюри. Подведение итогов.

Ведущий. Дорогие ребята! Понравилась  ли вам наша игровая программа «Взвейтесь кострами»? Мы побывали на разных островах, много узнали об истории пионерской организации, пели песни, играли в пионерские игры, возьмите с собой тексты этих песен и дома спойте их ещё раз вместе со своими папами и мамами. Я уверен, что они расскажут вам много интересного о том, как они сами были когда-то пионерами, запишите  наиболее интересные рассказы   для летописи пионерской организации. Я желаю вам, чтобы вы всегда добивались поставленной цели, заботились о старших и младших, и стали достойными гражданами своей страны.

Приложение 1