Первый урок «Я мастер-плотник»
Тип урока: формирование новых навыков; урок-экскурсия.
Девиз урока: «Работа хороша, если в ней польза и душа».
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с красотой русского деревянного зодчества, показать особенности выполнения отдельных элементов декора дома.
- Развивать нравственные и эстетические чувства, трудовые навыки в процессе художественного труда при работе с бумагой и картоном, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой, создавая изделие древнерусского деревянного зодчества.
- Учить работать по технологической карте, поддерживать творческий подход учащихся при выборе формы сооружения, выполнению декора дома и тд
- Способствовать развитию интереса к предмету и воспитание чувства любви к Родине.
Оборудование:
- Образцы изделий и иллюстраций русского деревянного зодчества;
- Плакаты, таблицы-рисунки, магнитофон, выставка книг;
- Диск с презентацией «Деревянное зодчество на Руси»;
- «Технологические карты».
Ход первого урока
Презентация, фрагмент видеофильма
Тихо звучит музыка.
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, узнаешь героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русских мастеров строительства – плотникам, плотницким артелям.
Россия – страна лесов, и поэтому на Руси во все времена дерево было и остаётся наиболее дешёвым строительным материалом.
Человек научился обрабатывать дерево с помощью топора и нехитрых плотницких инструментов. Древний мастер возводил храм или строил избу по своему усмотрению, «как мера и красота скажут». Секреты мастерства передавались от отца к сыну. В работе мастер применял всё своё мастерство, выдумку и дома получались красивые, сказочные.
Плотницких мастеров на Руси уважали, добром встречали, сытно угощали. А если хозяева по-другому вели себя, то обиженные мастера могли оставить после себя спрятанные «шутихи» в стенах –и дом шумел, свистел при сильном ветре, пугая жадных хозяев.
Мастера-плотники трудились на славу и, если присмотреться, то можно увидеть, что деревянный дом, как русская красавица наряден, строен, стоит величаво.
Строили на Руси разные постройки – жилище, хозяйственные постройки (амбары, колодцы, скотные дворы), ветряные и водяные мельницы, церкви, мосты.
Мы знаем, что в наше время деревянные старинные постройки охраняются законом.
В разных дальних, глухих уголках России находят, сохраняют, реставрируют, перевозят в Музеи Древнерусского зодчества под открытым небом. Таких музеев много, мы знаем «Коломенское». Доехав на метро до станции «Коломенское», можно погулять по аллеям красивого парка и увидеть величественные деревянные постройки – дома, церкви, сделанные мастерами без единого гвоздя. (фотоиллюстрации церквей и домов).
На наших уроках труда мы сможем сделать старинный деревянный дом, такой же красивый, как в старину. Эти поделки можно использовать для оформления класса, комнаты и для игры. Мы с вами – мастера-плотники и с помощью наших школьных инструментов и материалов сделаем красивые сказочные дома.
Для работы мы приготовили картон, похожий на бревенчатые стены – для дома; ножницы, клей ПВА. чертёжные инструменты, картон, тряпка для рук, ватные палочки
Работать будем по технологической карте «Изготовление деревянного рубленного дома». (на доске плакат-таблица «Технологическая карта», плакат «Правила работы на уроке труда») Внимательно посмотрите на порядок выполнения задания и работайте по пунтам. К концу урока мы должны закончить строительство стены и крыши дома. Работаем на столе, укрытом клеёнкой. С клеем работаем аккуратно, не пачкаем стол. Склеиваем детали изделия небольшими точками, лишний клей убираем ватной палочкой. Следим за чистотой рук, вытираем их о тряпку на столе. (звучит тихая народная музыка)
Посмотрите образцы этих сказочных деревянных домов (учитель проходит по рядам и показывает дом, даёт советы по подготовке рабочего места, следит за дисциплиной, помогает отставшим)
Практическая работа:
- подготовить к работе гофрокартон, ножницы, чертёжные инструменты, карандаш.
- вычертить на обратной стороне картона (гладкой) стену и крышу дома, использовать «шаблоны стены» и «шаблоны крыши»;
проверить направление «брёвен» стены дома – горизонтальные борозды на картоне;
положить выбранный шаблон на край заготовки, плотно прижать пальцами и аккуратно обвести шаблон карандашом;
рядом с чертежом стены дома обвести шаблон крыши, шаблон прижимаем плотно к картону, не сдвигаем; - вырезаем ножницами, широко открыть ножницы и закрывать по линии до конца, работаем аккуратно;
неточности и кривизну на краю детали аккуратно подравнять ножницами; - подготовить верхний край стены дома к приклеиванию крыши – прижать пальцами одно верхнее бревно стены до плоского вида; это поможет приклеить крышу дома;
приклеить низ крыши к верху стены дома – на лицевую сторону, по верхнему, примятому «бревну-борозде», поставив кисточкой маленькие точки клея;
приложить сверху низ крыши и аккуратно прижать, стараемся не мять брёвна стены и крыши дома;
лишний клей, выступающий из-под верхней детали, убрать с помощью ватной палочки – клей надо аккуратно собрать;
сушим изделие под грузом – папки с бумагой и картоном; - изготовить торцы брёвен по боковым краям стены деревянного дома; приготовить линейку и карандаш; (плакат-таблица «Изготовление торцевых брёвен дома»)
найти в остатках картона кусочек для работы, перевернуть его обратной стороной вверх и вычертить 4 полоски;
разделить их попарно и, сложив гладкими сторонами вместе, совместить выпуклости на картоне – полукруги, получится ряд «кругов» – яд круглых бревен торца стены дома;
отрезать лишние концы полосок картона ножницами;
нанести клей маленькими точками на одну из полосок, приложить вторую полоску, соединить полукруги, аккуратно прижать детали;
убрать лишний клей с помощью ватных палочек или тряпки. - приклеить готовые детали брёвен на края деревянной стены, отступив немного от края; аккуратно работаем с клеем.
- Окна дома вырезают из голубой бумаги, их 2 – 3 – 4 шт. (чем больше дом, тем больше окон). Полоску бумаги складывают 2 раза и вырезать окна одного размера.
- Приклеить окна.
Итог первого урока.
Учитель подводит итоги урока, разговаривает с детьми. План урока выполнен.
Работы собраны на столе и лежат в одну или две линии, как улица деревни в Древней Руси.
Учитель предлагает детям определить кто из мастеров-плотников работал лучше, аккуратнее.
Окончание урока. Уборка рабочих мест и кабинета.
Второй урок «Вот моя деревня»
Тип урока: Коллективная работа.
Девиз урока: «Красна улица домами».
Ход второго урока
Тихо звучит народная музыка
Вспомним русские народные сказки, в которых встречался нарисованный деревянный дом. Сказочный дом всегда радовал красотой, удивлял обилием украшений, сделанными руками мастеров-плотников. На Руси в деревнях и сёлах тоже как в сказке строили сказочно красивые деревянные дома. Дома украшали резьбой, вырезанными резными деталями, расписывали красками, цветами, птицами, диковинными зверями и рыбами.
Дома на деревенской улице стояли ровно, красиво. Строили деревни около рек, озёр или пруда. Люди ловили рыбу, брали воду для огорода.
На нашем втором уроке мы будем украшать наши деревянные дома. Давайте с ними познакомимся – причелина, лобовая доска, намичники, полотенце, конёк.
Украшения деревянного дома – декор дома.
- Причелина – деревянная доска, украшенная резьбой. Резьба выполнялась с помощью тонкой двуручной пилой, ножом. Узор состоял из кругов, квадратов, листиков. Края доски украшали знаками солнца. Один бок тоже резали красивыми уголками.
Причелины можно расписывать красками, рисовать стебельки цветов, листочки, птиц, зверей диковинных и рыб сказочных. (Плакаты-таблицы «Технологическая карта «Порядок изготовления причелин», образцы причелин из картона). - Лобовая доска – Деревянная широкая доска, расписанная красками, с резным нижним краем. Эта доска украшала дом и защищала от дождя стену дома, закрывала щели. («Технологическая карта «Порядок изготовления лобовой доски»)
- Наличники на окна и ставни – из досок, расписывали красками, делали резными (Технологическая карта «Изготовление наличников,ставен»)
- «Полотенце» – деревянная доска. Украшенная узорами с резным краем и боками. Они украшали верх крыши и брёвна стен. (Технологическая карта «Изготовление полотенец»)
Практическая работа:
- Подготовить цветную бумагу жёлтого, оранжевого, салатового, кремового, голубого цветов, ножницы, карандаши цветные, гелевые ручки.
- Отогнуть 2 одинаковые по ширине полоски цветной бумаги, аккуратно отрезать ножницами от листа и разрезать по сгибу.
- Работать с «Технологической картой» и согнуть полоску для вырезания узора края и полосы. Работать на сложенной полоске–рисовать часть узора, вырезать, используя приёмы вырезания углов, закруглений.
- Развернуть полоску, дорисовать мелкие узоры гелевой ручкой или острым цветным карандашом.
- Вторую полоску сделать также, аккуратно развернуть и подготовить к приклеиванию на крышу дома.
- Приклеить готовые причелины.
- Лобовая доска изготавливается – полоса пошире из цветной бумаги. Отогнуть полоску, согнуть 3 раза, нарисовать и вырезать узор по бокам сложенной заготовки.
- Развернуть полоску, дорисовать крупные узоры и дополнить мелкими деталями. (плакат-таблица «Узоры причелин, полотенец и лобовой доски»).
- Готовую лобовую доску приклеить на фасад дома, прикрыв место склеивания крыши и стены.
(Учащимся показать образец готового дома с элементами декора)
- «Полотенца» – сделаны из полосы цветной бумаги, сложенной 3 раза.
- «Полотенца» развесить под крышей, на торцы брёвен.
- Наличники и ставни на окна вырезают из цветной бумаги. Наличники на окна с резными боками, нарисованными узорами. Сделаны они из отдельных полосок. Надо приклеить сначала верх и низ наличника, а потом боковые части.
- Ставни на окна делают из белой или цветной бумаги. 2 одинаковых прямоугольника можно сложить пополам вдоль, и вырезать 1-3 мал узора.
- Приклеить ставни по бокам окна, поверх наличника.
Итог второго урока.
Учитель собирает работы готовые дома на прорисованном на уроке ИЗО цветном фоне. Дети помогают приклеивать дома на фон. Учитель говорит, что все поработали хорошо и задание урока выполнено. В итоге у нас получилась деревня. Урок окончен.
Окончание урока. Уборка рабочих мест и кабинета.