Урок является 3 в разделе “Изонить”.
Урок 1. Особенности национальной вышивки. История изонити. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).
Цели. Техника изонити. Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.
Урок 2. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности.
Цели. Подготовка к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности. Последовательность выполнения работы.
Урок 3.
Конспект урока.
Тема: “Творческая работа в технике ИЗОНИТЬ”.
Цель: выполнение эскиза для творческой работы.
Учащиеся должны иметь представление:
- Месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- Понятии творчество;
- Способах оформления работ;
- Свойствах и возможностях бумаги и нитей как материала для художественного творчества;
- Познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.
Должны знать:
- Основные понятия и термины изонити,
- Последовательность выполнения проекта,
- Элементарные способы презентации своего проекта.
Должны уметь:
- Научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, технология изготовления готовое изделие);
- Научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Сегодня мы продолжим изучение очень оригинальной техники ИЗОНИТЬ.
Давайте вспомним, что это за техника?
ИЗО – рисунок
НИТЬ – нитками.
Учащиеся дают определение.
Какие основные виды техники выполнения вы знаете?
(Учитель на доске открывает угол, круг.)
Какие бывают углы?
Есть ли разница в технологии заполнения этих углов?
А теперь я вам покажу, какие работы можно выполнить в этой технике.
ПОКАЗ образцов (Страница 2, 3)
Понравилось?
Давайте попробуем сделать такие работы. Это и будет темой нашего урока.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ТЕХНИКЕ ИЗОНИТЬ.
Как вы думаете, работа называется творческая, и что такое творчество?
Учащиеся дают определение, учитель пишет на доске. Учитель открывает закрытую часть и проверяют предположения учащихся.
Творчество – процесс (деятельность), порождающая нечто качественно новое.
(Страница 4)
Давайте подумаем, что понадобится, чтобы выполнить такие работы?
Учащиеся составляют план, учитель пишет на доске.
Учитель открывает закрытую часть и проверяют предположения учащихся.
Последовательность выполнения работы:
- Сделать эскиз;
- Разделить рисунок на части;
- Подобрать материалы и инструменты
- Подобрать цвета,
- Проколоть иглой точки
- Прошить каждый элемент отдельно.
- Оформить изнаночную сторону (заклеить бумагой)
- Вставить в рамку.
(Страница 5)
Мы умеем угол, круг. Как сделать квадрат?
Учащиеся показывают на доске как
из 2-х прямых углов можно выполнить квадрат.
из 4-х прямых углов можно выполнить квадрат.
А в технике круга, можно сделать квадрат? Как?
Как заполнить седину?
(Страница 6)
Ну а теперь попробуйте нарисовать эскиз вашей творческой работы.
Практическая работа Подготовка эскиза рисунка в технике изонити. Основные этапы проектирования и создание изделия в технике “Изонить” – заполнения
Учащиеся рисуют эскиз своей творческой работа и рассказывают как они будут выполнять работу. В какой технике выполняют(угол, круг…) Какие материалы будут использовать.
На доске образцы заполнения различных фигур. (Страница 7)
(Страница 8)
“Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке”.
На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики проводят презентацию своих эскиз проектов, которой они нарисовали.
Самостоятельная работа учащихся будет осуществляться при работе над проектом “Изонить”. Где ученицы могут применить полученные знания и проявить свое творчество во время выполнения практической работы по изготовлению изделия.
Составление плана:
- подбирать нитки нужного цвета,
- выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,
- делать разбивку любого изображения на основные фигуры,
- аккуратно выполнять вышивку,
- оформлять свои изделия.
Рисунок можно составить самостоятельно, взять из детских книг, часто рисунки немного изменяются, стилизируются. Основное требование к рисункам:
- не должно быть много мелких деталей,
- рисунок должен легко делиться на смысловые части, которые заполняются элементами изонити и были понятны зрителю.
- если берется готовый рисунок, он должен легко адаптироваться для элементов изонити.
Правильно подобранные нитки являются основой восприятия картины. Вышивать можно любыми не очень толстыми нитками. Работы выглядят лучше, если вышиты блестящими нитками, а не матовыми. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей.
С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты. “Умные руки” всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн. Поддержка детского творчества – одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.
Домашнее задание принести нитки, картон и инструменты для выполнения творческой работы.
Список литературы для учителя:
- СД – диск “Вышивка по картону (Знаки зодиака)”. – @ Alisa Studio, 2002.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. – С.-П.: Литеро, 2005.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. – С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
- М.И. Нагибина. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.
- Журналы “ Школа и производство”, М., 2005–2008.
- Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство. 1998, № 4, с. 62.
- Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998, № 5, с. 77.
- Интернет-ресурсы.