Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с природными соединениями металлов.
- сформировать понятия о самородных металлах, минералах, рудах. Рассмотреть разновидности металлургии: пиро- , гидро-, электрометаллургия
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы учащихся с учебной и дополнительной литературой, познавательный интерес, логическое мышление.
- развивать умение сравнивать и обобщать, делать выводы, выявлять существенное.
- формировать умения исследовательской работы через химический эксперимент, умения прогнозировать результат
Воспитательные:
- прививать познавательный интерес к предмету, развивать экологическую и эстетическую культуру, используя интерактивные методы.
- воспитывать чувство коллективизма и товарищества, гордости за ученых своей страны.
- показать значимость профессии металлурга
Оборудование и реактивы:
- Учебник " Химия 9 класс", О. С. Габриелян М. Дрофа
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
- Компьютер. Мультимедийный проектор
- Электронная презентация урока "Металлы в природе. Общие способы их получения"
- Электрохимический ряд напряжений металлов
- Коллекция руд железа, фарфоровая ступка, компас
- Лист оценки знаний учащихся. Приложение 1
- Инструкция по выполнению работы " Исследование свойств руд железа" Приложение 3
- Схема "Общие свойства металлов" Приложение 2
- Тест по теме "Металлы в природе. Общие способы их получения" Приложение 4
- Видеоприложение
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный этап | Приветствует учащихся, определяет
готовность к работе на уроке Объясняет как работать с листом оценки знаний |
Приветствуют учителя Слушают как работать с листом оценки знаний |
II | Проверка домашнего задания | Домашнее задание №5 и №7 на стр.42, (учебник 9 кл. О. С. Габриелян) | Проверяют правильность выполнения домашнего задания, ставят баллы в лист оценки знаний |
III | Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний | - Какое значение имеют металлы в жизни
человека? -Можно ли представить себе жизнь без металлов? -Отсутствие какого металла описал академик А. Е. Фердсман? "На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись 3 грамм этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события" -Должен ли знать современный человек в виде чего встречаются металлы в природе и как их можно получить? |
Отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя, отвечают на вопрос
Отвечают на вопрос. Вместе с учителем формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетради. |
IV | Изучение нового материала: 1.Содержание металлов в земной коре |
- Знаете ли вы, каких металлов больше
всего в земной коре? - Какой металл является самым распространенным в природе? - Какой металл занимает второе место по распространенности в земной коре? |
Смотрят слайд 3, делают выводы о содержании металлов в земной коре. |
2. Нахождение металлов в природе | - В виде чего находятся металлы в
природе? - Почему золото и платина встречаются в виде самородков? - Почему медь, ртуть, серебро встречаются в самородном виде и в виде соединений? - Почему литий, натрий, калий и другие металлы встречаются только в виде соединений? |
Работают со схемой "Общие свойства
металлов". Приложение 2. Отвечают на вопросы Слайд 4 Делают вывод почему одни металлы встречаются в виде соединений, а другие в самородном виде |
3.Самородные металлы | Вызывает учащегося сделать сообщение о самородных металлах (материал найден учащимися) | Сообщение учащегося сопровождается показом слайдов 5-9 | |
4.Минералы и руды | Дает задание учащимся найти эти понятия
в учебнике и записать их в тетрадь - Какие руды бывают по составу? - Какие руды наиболее пригодны для получения металлов? - Да, наиболее пригодны для получения металлов оксидные руды. Среди них важнейшими являются руды железа. Назовите их. |
Работают с текстом учебника на стр. 43,
записывают определения в тетрадь Слайды 10- 11. Отвечают на вопросы. Учащиеся называют руды железа. Слайд 12. |
|
5. Исследование свойств руд железа | Учитель объясняет ход выполнения
работы по исследованию свойств руд железа Дает задание проверить правильность заполнения таблицы |
Выполняют работу в парах, заполняют
таблицу (приложение 3), делают
выводы Обмениваются тетрадями, проверяют работу. Слайд 13. Ставят баллы в лист оценки знаний |
|
6.Металлургия | - Вы, конечно, слышали такое понятие как
металлургия. Что оно означает? - Как вы думаете, какой основной химический процесс лежит в основе получения металлов? - Развитие науки металлургии невозможно без ученых
- Но не только ученые вносят вклад в развитие металлургии. Есть еще люди замечательной профессии, которые управляют сложнейшими процессами на современных предприятиях по производству металлов - это металлурги. При наличии времени на уроке можно привести познавательные сведения со слайда 20. |
Ответы учащихся Слайд 14 Сообщение учащегося об ученых, которые внесли большой вклад в развитие металлургии Слайды 15- 18 Ученик читает стихотворение "Металлург" Л. Татьяничевой Слайд 19
Слайд 20 |
7.Основные способы получения металлов | Учитель дает задания по группам (рядам) - Способы получения металлов вы будете изучать самостоятельно:
3 группа- электрометаллургия (стр.46, учебник и дополнительный материал, который лежит на парте) - Вы должны найти: 1) Определение способа получения металлов. 2) Стадии производства и уравнения реакций получения металлов этим способом. 3) Какие металлы получают этим способом? Вызывает представителей от каждой группы, которые отвечают на вопросы, если они затрудняются, им помогают другие представители группы |
Изучают самостоятельно, используя
материал учебника на стр. 44- 46 и дополнительную
литературу
Выполняют задания, которые даны на слайдах 21-23 |
|
8.Металлургия и экология | - Особенностью металлургического
производства является негативное воздействие на
окружающую среду - В чем выражается это негативное воздействие? - Дым на предприятиях - это свидетельство низкой культуры производства. Почему? - Растолкуйте высказывание: "экология не закрывает заводы, металлургам тоже нужны бабочки". Учитель предлагает найти пути решения экологических проблем в металлургии - Что такое микробиологический метод получения металлов? - Какой метод получения меди более безопасен с помощью серной кислоты или бактериальный? Почему? Предлагает выставить баллы за ответы на уроке |
Отвечают на вопросы Слайды 24-26
Учащиеся называют пути решения этих проблем, в том числе разработку новых технологий Слайд 27 Слайд 28 Отвечают на вопросы
Выставляют баллы в лист оценки знаний |
|
V | Первичная проверка усвоения материала и закрепления знаний | Для закрепления и проверки знаний предлагается тест, содержащий 5 вопросов, а также другие задания, если есть время. Эти задания можно использовать на следующем уроке для поверки знаний. Приложение 4. | Отвечают на вопросы теста. Оценивают
себя самостоятельно, выставляют баллы в лист
оценки знаний, выполняют другие задания, если
есть время Слайды 29- 30 (тест). Слайды 31-33. |
VI | Домашнее задание | Изучить параграф 9. Выполнить задания на стр.47 Если на уроке получена оценка "3" -№ 4, "4" -№5, "5" - №6. |
Записывают домашнее задание. Слайд 34. |
Подведение итогов урока | - А сейчас давайте подведем итог вашей
работы на уроке. Подсчитайте общее количество
баллов Если вы набрали:
|
Заполняют листы оценки знаний, выставляют себе оценки, сдают листы | |
Рефлексия | - Что тебе понравилось на уроке? - Что особенно запомнилось? - Как ты думаешь, пригодятся ли эти знания в твоей жизни? |
Ответы учащихся |