Цели игры:
- Образовательные:
- продолжить знакомство учащихся с жизнедеятельностью великого русского ученого М.В. Ломоносова;
- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны;
- комбинировать различные области знаний – физика, химия, история, география, литература, искусство.
- Развивающие:
- развивать самостоятельность суждений, образное и ассоциативное мышление, чувство гордости за достижения российской науки, коммуникативную компетенцию учащихся;
- развивать умение анализировать полученную информацию, работать в группе;
- совершенствовать культуру речи.
- Воспитательные:
- воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения;
- воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны.
Тип мероприятия: игра-викторина.
Методы обучения: словесный, наглядный, эвристический.
Форма работы: коллективная работа в группах.
Оборудование: NOTEBOOK у учащихся, smart-board.
Оформление: портрет М.В. Ломоносова; выставка книг о М.В. Ломоносове; фото и репродукции мест, связанных с именем М.В. Ломоносова; эпиграф «Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей» (А.С. Пушкин)
ХОД ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ
1. Вступительное слово учителя
Свою игру-викторину мы посвящаем творцу новой
мысли своего времени, прославившему Россию и в
одиночку проложившему новые дороги в науку,
нашему великому соотечественнику М.В.
Ломоносову. Имя М.В. Ломоносова живет в памяти
народов нашей страны и за рубежом. Он прожил
яркую, полную творческих дерзаний жизнь, отдавая
ее науке. 19 ноября 2011года мы отметили
300-летие со дня его рождения.
А. С. Пушкин писал: "Соединяя необыкновенную
силу воли с необыкновенной силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшей
страстью сей души, исполненной
страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик,
Минералог, Художник и Стихотворец – он все
испытал и все проник".
Его энциклопедическая эрудированность дала
толчок развитию российских наук. Основы многих
из этих наук вы изучаете в школе. Сегодняшняя
наша игра-викторина даст возможность проявить
вам собственную эрудицию и блеснуть полученными
в школе знаниями.
2. Сообщение темы викторины
В нашей игре принимают участие 3 команды
(сборные из 9-10-х классов). Викторина будет
проходить по следующим номинациям:
1. Разминка – блиц-вопросы для капитанов (Приложение 1)
2. «Черная дыра» – кино-вопросы (фрагменты из
кинофильма «Михайло Ломоносов» режиссера А.
Прошкина – Приложение 3).
3. Вопросы от Ломоносова – сам М.В. Ломоносов
задаст вам вопросы (Презентация 1)
4. Тест «Ломоносов» – вопросы о
жизнедеятельности ученого (Презентация 2)
5. «О чем рассказали рисунки» – вопросы о
практической и художественной деятельности
Михаила Васильевича (Презентация 3)
6. Кроссворд (Приложение 2)
– Мы начинаем игру-викторину для эрудитов «Врата учености». Желаем успеха нашим командам.
3. Ход мероприятия
Разминка (блиц вопросы для капитанов каждой команды), на которую отводится по 1 минуте
По результатам жеребьевки капитаны команд получают конверт с вопросами для разминки. Ведущий читает вопросы. За полный ответ капитан получает 3 балла, за ответ с дополнением другими командами – 2 балла, а отвечающей команде дается дополнительный 1 балл.
«Черная дыра» – демонстрация презентации на smart-board
Каждая команда получает бланк для ответов следующего этапа игры. На каждый вопрос необходимо дать краткий письменный ответ. Время на обдумывание ответа 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальная оценка номинации 4 балла.
Правильные ответы номинации «Черная дыра».
Вопросы от Ломоносова – конкурс сопровождается презентацией на smart-board.
Сам М.В. Ломоносов задаст вопросы участникам игры. Ведущий озвучивает поэтапно 7 вопросов, которые в письменном виде получает каждая команда. Время на обдумывание каждого вопроса 1 минута. После чего ответ команды передается в жюри, а правильный ответ демонстрируется всем присутствующим. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, неполный ответ – в 1 балл. Максимальная оценка данной номинации 14 баллов.
Тест «Ломоносов» – вопросы о жизнедеятельности ученого.
Каждая команда получает NOTEBOOK, на рабочем столе которого размещена Презентация 3.ppt. На решение тестовых заданий дается 7 минут. Результаты тестирования оцениваются автоматически по количеству правильных ответов. Максимальная оценка номинации 12 баллов.
«О чем рассказали рисунки» – конкурс сопровождается презентацией на smart-board.
Ведущий дает команду: «Внимание на экран!». После чего объясняет, что каждой команде поэтапно будут даваться рисунки, под которыми необходимо дать письменный ответ на вопрос в течение 1 минуты и сдать для оценивания членам жюри. Затем для всех присутствующих будет продемонстрирован правильный ответ, за который команда получает 1 балл. Максимальная оценка номинации 5 баллов.
Кроссворд
Каждая команда получает NOTEBOOK, на рабочем столе которого размещен кроссворд ,xls. На его решение дается 7 минут. Результаты оцениваются автоматически по количеству правильных ответов. Максимальная оценка номинации 12 баллов.
4. Подведение итогов игры-викторины. Вручение призов
5. Заключительное слово ведущего
В связи с ограничениями издательством объема предоставляемой информации в печатной работе, авторам не представляется возможным продемонстрировать презентацию (слайд-шоу) об исторических местах, связанных с именем М.В. Ломоносова, сопровождаемую «Гимном Московского университета».
Ведущий: Сын своего столетия, Михаил
Васильевич Ломоносов писал: «За то терплю, что
стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы
выучились россияне, чтобы показали своё
достоинство».
Недолгая жизнь Ломоносова представляет собою
пример удивительно цельной жизни, прожитой
стремительно, до предела насыщенно и благотворно
для современников и потомков. В нём поражает
удивительная органичность его натуры, всегда
стремившейся через любой предмет, через любую
частность постичь мир в его универсальном
единстве.
Он был учёный и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чём сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силён.
Историк он, географ он.
И как сказал о нём поэт:
«Он сам был – университет !»
Используемая литература:
1. Статьи о Ломоносове, Московском университете,
Петербургской Академии наук на сайте Википедия
– http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Колочинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г.
Астрономы: Биографический справочник. — Киев.:
Наукова думка, 1986, стр. 198-200
3. М.Т.Белявский «Всё испытал и всё проник» –
Издательство Московского университета, 1990
4. Николай Воробьёв «Прохаживаясь по диску
Солнца» – журнал «Звездочёт», № 9, 2000 год, стр.14-17
5. «Кабинетъ. Материалы по истории астрономии» – http://naturalhistory.virtbox.ru/
6. «Европейский лунный зонд передал снимок
кратера Ломоносова» – http://astro.uni-altai.ru/events/2006/08/01/1154409420.html
7. Ж.Ф Родионова «Краткая история
картографирования Марса» – http://selena.sai.msu.ru/Rod/Publications/Map_mars/Map_mars.htm
8. «Северный клубок», Е.В. Антроповой 2008, с.79-95.