Цели урока:
- Обеспечить восприятие и осмысление понятия кислота, состав кислот, классификацию кислот.
- Закрепить опорные знания понятий: сложное вещество, основание, степень окисления, физические свойства веществ, индикатор.
- Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о кислотах.
- Создать условия для развития у школьников умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Вырабатывать стремление к коллективизму.
Оборудование и реактивы: растворы кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной, уксусной, яблочной, лимонной; индикаторы, твердые вещества: аскорбиновая, ацетилсалициловая, никотиновая, кремниевая кислоты. Обугленные кристаллы сахара в стакане. Кислоты в больших пробирках с индикаторами. В лотках у учащихся: по два стаканчика с кислотами, индикаторы, аскорбиновая кислота.
Ход урока
Мотивационно-ориентационный этап.
1. Определение темы и цели урока. На слайдах (слайды №1,2) появляются картинки, учитель зачитывает стихотворение.
С ней по жизни Вы часто встречались,
Иногда при общении обжигались.
Ест она кожу, глаза и ткани,
Губит металл, разрушает здания.Мрамор, гранит украшают строения,
Их разрушает она, к сожалению.
Язву желудка она вызывает,
Если в избытке в нем пребывает.Зубы крошатся, ожоги на коже…
На преступление это похоже.
Если вдруг дождик с неба прольется,
Многим тогда от нее достается:Травы пожухнут, лес высыхает,
Рыба в озерах порой исчезает.
Она королевой себя считает,
Почти со всеми веществами в реакцию вступает.
Какова тема нашего урока?
2. Работа с коллекцией на демонстрационном столе: растворы кислот соляной, серной, азотной, фосфорной (слайды №3-7).
- Что мы увидели общего в составе этих веществ?
- В чем разница?
- Рассмотрите еще группу веществ: лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая кислоты.
- Что объединяет эти вещества?
3. Целеполагание.
- Как вы думаете, для чего изучается эта группа соединений?
- Предложите план изучения данных веществ.
На доске приготовлена шкала понимания (слайд № 8), которую по предложениям учащихся заполняет учитель, а ученики работают в тетради.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывели шкалу понимания (слайд №8), будем придерживаться этого плана в течение урока.
Операционно-исполнительский этап.
- Проанализируем состав кислот. (Слайды № 9,10. Задание в операционной карте № 2.)
- Дайте определение кислотам. (Слайд № 11.)
- Рассмотрите правило определения кислотного остатка в молекулах кислот.
Вопрос классу: количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?
Работа со списком кислот на доске.
Определение степени окисления каждого элемента в составе кислоты (слайд №12, по щелчку).
Классификация кислот (слайд №13, пощелчку)
- Рассмотрим физические свойства кислот. (Слайд № 14).
(Разрешить попробовать на вкус аскорбиновую кислоту, сделать комментарии о ее пользе).
- Как распознать кислоты, не пробуя на вкус? (Слайд № 15-16).
- Правила техники безопасности:
Ты над брюками держал
С кислотой пробирку?
Круто парень ты попал
На штанишки с дыркой.При работе с кислотой
Не нужна тревога.
С осторожностью простой
Избежишь ожога.Чтоб разбавить кислоту,
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту-
Это не годиться.Химик же, наоборот,
Вот как поступает:
кислоты чуть-чуть прильет
в воду и мешает.
Выполнение экспериментального задания по карте (слайды №16-17). Взаимообмен заданиями.
- Подведем итоги по лабораторной работе (слайд № 18), демонстрационный эксперимент в пробирках.
- Особенности свойств серной кислоты:
- Правило разбавления водой конц. Н2SO4 (слайд №19).
- Демонстрационный эксперимент обугливание сахара и бумаги (слайд №20).
- Опасность попадания брызг Н2SO4 на живые ткани (слайд № 21).
Значение кислот в жизни человека (слайд №22).
Оценочно-рефлексивный этап
Подводим итоги, работая по шкале понимания.
- Что делали?
- Как делали?
- Зачем делали?
Попробуйте определить по шкале понимания, на каком уровне вы находитесь.
Далее предлагаем фрагмент текста и спрашиваем, что мы еще знаем о кислотах.
В сказке «Хрустальный лак» П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него всё до капельки видно. И станет та рисовка либо картинка как влитая в железо… Ни жаром, ни морозом её не берёт. Коли случится какую домашнюю кислоту на поднос пролить либо вино плеснуть – вреда подносу нет… Паяльную кислоту, коей железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастерства поднося, выдерживали. Ну, конечно, ежели «царской водкой» либо купоросным маслом капнуть – дырка будет. Тут не заспорить, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут» как видите, мастеровые Урала ещё в ХIХ в. были с кислотами на «ты».
Объясните, о каких химических соединениях ведёт речь рассказчик.
Рефлексия:
- Проводим тест «Проверь себя» (слайд № 23,25).
- Ответы тесту (слайд № 24, 26).
Домашнее задание (слайд № 27).