Цели урока:
- Познакомить с письменными приёмами умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
- Развивать логическое мышление.
- Закрепление умения решать задачи.
- Закрепление умения решать уравнения.
- Расширять кругозор учащихся.
Ход урока
- Организационный момент.
- Устный счёт:
- Работа над новым материалом.
- Вступительная беседа.
а) “Цепочка”.
2400+2600 | … | :10 | … | х 3 | … |
70х30 | … | -1200 | … | : 9 | … |
б) Задачи.
Кукушка за час может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка, если будет охотиться за пищей 16 часов?
100 х 16=1600
Голубь улетел от голубятни на расстояние 420 км.Через сколько времени он вернётся, если будет лететь со скоростью 60 км в час?
420 : 60 =7
в) Вырази:
В минутах :3 часа, 12 часов 15 минут
В секундах:20 минут, 6 минут 7 секунд
В кг:2т,10 ц
Посмотрите на примеры и скажите, как вычислить:
154x200= 208 х 30=
(Вторые множители раскладываем на 2 х 100 и 3 х 10, используя сочетательный закон умножения).
- Да, верно, удобно так разложить второй множитель и вычислить:
154 х 200= 154 х (2 х 100) = 154 х 2 х 100 = 30800
208 х 30= 208 х (3 х 10) = 208 х 3 х 10 = 6240
- Решение этих примеров можно записать столбиком:
Вывод: чтобы найти произведение круглых чисел, надо выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько содержится в обоих множителях.
Закрепление. Учебник страница 10 №41.
588x70 647x300 2804х80 3007x60
279x60 175x900 1095x50 799х200
Нет, наверное, человека, который не любил бы мёд. Сколько может сделать мёда маленькая пчёлка? Ведь из одного улья достают десятки килограммов мёда! Чтобы собрать с цветков нектар мёда, пчеле надо "налетать" около 300 тыс. км (больше 3/4 расстояния до Луны), посетив при этом 19 млн. цветков. А несколько килограммов мёда -это уже миллионы километров! Живёт всего пчела 30-35 дней. Но недаром трудолюбие пчёл вошло в поговорку: трудолюбив ,как пчела. Летая со скорость 6,5 км в час, одна пчела за рабочий день посещает примерно 7 тыс. цветков.
Люди очень давно оценили замечательные качества пчелиного мёда. В старину сбором мёда диких пчёл занимались охотники - бортники. Но уже давно пчёлы "приручены" людьми, живут в ульях на пасеке. Это почти домашние животные
Задача №42, страница 10
На пасеке 30 ульев дали за лето по 36 кг мёда и 20 ульев - по 20 кг мёда. Сколько всего килограммов мёда получили с этих ульев за лето?
Краткая запись:
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что для этого нам нужно знать?
- Каким арифметическим действием ответим на 1-ый вопрос? (на 2-ой вопрос)
- Зная, сколько собрали кг мёда с 30 и 20 ульев, можем ли мы ответить на главный вопрос задачи?
- "х" 36x30 =1080 кг
- "х" 42 х 20 = 840 кг
3."+" 1080+ 840 = 1920 кг
- Составим выражение к задаче:
36x20 + 42x20=1920
Ответ: 1920 кг мёда.
- Физминутка:
- Закрепление.
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учебник страница 10 №45.
Решение уравнений. Прочитайте первое уравнение.
Кх9=130+140
(Первый множитель - к, второй-9, значение произведения выражено суммой чисел 130 и 140).
- Выделите эти части: Кх9=130+140
- Вспомните правило, как найти множитель.
(Чтобы найти первый множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель).
К х 9 = 270
К = 270 : 9
К = 30
Проверка:
30x9=130+140
270 = 270
Аналогично разбираются 2 и 3 уравнения.
В:6 = 200-120 | 16 4- С = 720 : 9 |
В:6 = 80 | 164- С = 80 |
В = 80 х 6 | С = 164 - 80 |
В = 480 | С = 84 |
Проверка: | Проверка: |
480 : 6 = 200 - 120 | 164 - 84 = 720 : 9 |
80 = 80 | 80 = 80 |
Резерв: Задача 43.
Прочитайте задачу. Составим таблицу к задаче. - Что известно в задаче? Что не известно?
В 1 коробке |
Количество коробок |
|
||
|
12 |
40 |
560 шт. | |
|
10 |
- Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные? (Сколько всего было карандашей. 12х40=480 (шт.) карандашей).
- А сейчас посмотрите на третий столбик. (Зная, что всего фломастеров и карандашей - 560, из них 480 карандашей, можем узнать, сколько было фломастеров. 560- 480=80 (шт.) фломастеров)
- Используя данные второй строки, можем ответить на вопрос задачи? (Да 80:10=8 (шт.) фломастеров в 1 коробке)
-Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные? (Сколько всего карандашей было. 12х40=480)
7. Итог урока:
8. Домашнее задание.
Страница 10 № 44,47.