Сценарий литературно-музыкальной композиции "Бухенвальдский набат"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

1.Формирование у школьников патриотической позиции.

2.Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне и уважение к людям, защищавшим страну от фашистских агрессоров.

Оборудование: фото военных лет, музыкальное сопровождение - песни “Священная война” и “Бухенвальдский набат”, одежда военнопленных, изготовленная учащимися.

Ход мероприятия

Приложение 1.

Слайд 1.

Фонограмма колокола.

Слайд 2.

Первоклассник и выпускник.

П. Ты слышишь? Что это?

В. Это колокола.

П. Колокола?

В. Колокола памяти.

П. Памяти? А разве такие бывают?

В. Бывают, слушай! Это говорит сама память.

П. Но разве память бывает живой?

В. А ты не веришь? Тогда смотри, слушай и запоминай.

Мальчик и девочка.

М. Представляешь, через два года мы окончим школу, поступим в институт…

Д. А я мечтаю приносить людям добро, я буду врачом…

М. А я хочу изобрести луноход и побывать на луне…

Мальчик и девочка расходятся в разные стороны

М. Я мечтал.

Д. Я мечтала.

Вместе. Мы мечтали.

Слайд 3.

Песня “Священная война”.

Мать.

Слайд 4.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь, не прощаешься.
Ой, зачем с войны безрадостной
Сыночек мой не возвращается.

Мальчик (в одежде военнопленного).

Слайд 5.

Оторвали меня от родимой,
От привольной советской земли,
Увезли далеко на чужбину –
В плен фашисты меня увезли.
И возили на мне, и пахали,
А устанешь, кричали: - “Вперёд!”
И тяжёлою плетью стегали
По рукам, по плечам, по спине.
Я не скрываю: трудно мне,
В чужой, далёкой стороне.
Обители смерти молчат о смерти,
И на вратах написано:
Здесь каждому своё.
Но только, мама, знай,
Что тяга к жизни сильнее,
Чем дорога в ад иль рай.

Мать.

Слайд 6.

Зёрнышко моё, Зорюшка моя,
Доченька моя, где ты?
Белый свет не мил,
Извелась душа,
Отзовись скорей, доченька моя.

Девочка (в одежде военнопленной).

Слайд 7.

У меня сегодня день рожденья. Мне сегодня исполнилось 15 лет. Я стала очень худенькой, косички мои остригли наголо, руки мои высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь - у меня отбиты лёгкие. А 2 года назад в этот день, мамочка, ты испекла вкусный пирог, играл патефон, и мы мечтали о будущем. На мне было красивое платье в горошек.

А теперь платье у всех одинаковое: в полоску, и отличает нас только номер на руке. Вокруг только овчарки, каждый час кого-то убивают. И день рождения свой я отмечаю вместе с Розой и Кларой, так зовут лагерных свиней. Я ем картошку из корыта вместе с ними, так приказал барон: “Русс была и будет свинья”, - сказал он. Я очень боюсь Розу. В прошлый раз, когда я доставала кусочек корочки из корыта, она схватила меня за руку своими вонючими клыками.

Руки, ноги, все косточки ноют,
Может быть, не дожить до утра.
Обо всём я тебе рассказала
И не знаю, что больше сказать.
Я бы слёзы в письме отослала,
Да исплакала, нечего слать.

Мальчик (в одежде военнопленного).

Слайд 8.

На дверях нашего лагеря написано: “Смерть”. Когда нас сюда привезли, отца разорвали немецкие овчарки. Они драли его на куски, а он кричал: “Сына уберите, сына уберите, чтобы он не испугался…”

Девочка (в одежде военнопленной).

Слайд 9.

Милые мои, родные, я больше не хочу так жить и ждать, ждать каждую секунду, что придёт моя очередь идти в никуда.

Слайд 10.

Песня “Бухенвальдский набат”.

Старшеклассники.

Слайд 11.

  • Документальное доказательство (из речи Гитлера) “Мы обязаны истреблять население, это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придётся развить технику истребления населения. Природа жестока, следовательно, мы тоже имеем быть жестокими”.

- Директива от 16.09.1941 года: “Следует иметь в виду, что человеческая жизнь в завоёванных странах абсолютно ничего не стоит и устрашающее воздействие возможно лишь путём применения необычайной жестокости”.

  • Документы свидетельствуют: “Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребёнка до 16 лет истребляли немцы в лагерях смерти через газовые камеры, через отравленную пищу, через медицинские эксперименты, через непосильный физический труд, голодную смерть”.

Мальчик и девочка (в форме военнопленных).

Слайд 12.

В Освенциме на 12000 заключённых был один умывальник, люди умывались и пили воду из луж.

Д. В бараках крысы за ночь объедали умерших.

М. Фашистские палачи снимали целиком кожу с человека и изготавливали из неё дамские перчатки, туфли и сумочки.

Д. Из человеческого жира варили мыло.

Старшеклассники.

Слайд 13.

  • Экспертная комиссия обнаружила в Освенциме 293 тюка с женскими волосами весом 7 тонн. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу.
  • В хирургическом отделении Бухенвальда проводились различные эксперименты над людьми: искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания, брюшной тиф.
  • Документально установлено: за колючей проволокой лагеря оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов были умерщвлены.

Слайд 14.

Песня “Бухенвальдский набат”.

Мальчик и девочка (в форме военнопленного).

Слайд 15.

М. Разве погибнуть ты нам завещала Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Д. Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Первоклассник.

Слайд 16.

П. Спасибо вам за ваш рассказ,
Теперь я знаю, что такое плен, разлука,
И вспомню я ещё не раз,
Ужасные бараки, холод в них, и ваши муки.

Старшеклассники.

Слайд 17.

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем,
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем:
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
Тихо, ребята, минутой молчания
Память погибших почтим,
Их голоса ведь когда-то звучали,
О будущем нашем дети мечтали,
Сверстники наши почти (зажигают зажигалки).

Минута молчания.

Слайд 18.

- Мы никогда не видели войны,
Но терроризм всё же представляем:
Мы заявляем: Мир наш хочет тишины,
Сегодня это каждый понимает.