Тип урока: урок комплексного повторения и обобщения изученной темы.
Цель урока: 1) устранение пробелов в знаниях по теме;
2) обобщение и закрепление умения обучающихся работать с десятичными дробями;
3) систематизирование знаний учащихся о действиях с десятичными дробями;
4) воспитание чёткости, логичности в изложении мысли;
5) расширение кругозора обучающихся;
6) формирование интереса к математике.
План урока: 1) организационный момент;
2) проверка домашнего задания;
3) повторение теоретического материала по теме (блиц-турнир);
4) устная разминка;
5) тренировочные упражнения;
6) физкультминутка;
7) итог урока: тест для самостоятельной работы;
8) задание на дом.
Ход урока
1) Организационный момент.
Девиз урока: “Предмет математика настолько
серьёзен,
что нужно не упускать случая делать его
немного занимательным”
Б.Паскаль
На прошлых уроках мы уже узнали многое о десятичных дробях, об их свойствах и правилах действий с ними. Сегодня на уроке мы будем решать примеры и задачи с использованием десятичных дробей.
2) Проверка домашнего задания.
На предыдущем занятии ребята получили задание прочитать историческую справку о возникновении десятичных дробей на странице 78 учебника, а так же самостоятельно найти дополнительную информацию по этой теме. А один из учеников должен был подготовить короткое сообщение-презентацию о формах записи десятичных дробей в средние века в различных странах.
3) Повторение теоретического материала по теме (блиц-турнир между рядами).
После сделанного учеником сообщения показывается слайд 1, содержащий теоретические вопросы на знание правил действий с десятичными дробями. Учащиеся задают соседнему ряду по очереди эти вопросы. Таким образом они повторяют и закрепляют нужные правила. В конце лучшие в турнире отмечаются учителем.
Слайд 1
4) Устная разминка.
После повторения теоретического материала классу предлагаются устные вопросы на слайде кодоскопа или на интерактивной доске в зависимости от оснащённости классной комнаты.
Слайд 2
5) Тренировочные упражнения.
Теперь решим задачу, используя некоторые факты из истории Москвы.
Слайд 3
Решение: пусть фасад Средних торговых рядов был х м, тогда фасад Верхних торговых рядов был х+25,64м.
Составляем уравнение:
х+х+25,64=457,64
2х=457,64-25,64
2х=432
х=216
216+25,64=241,64 (м)
Ответ: длина фасада Средних торговых рядов составляла 216м, а Верхних торговых рядов — 241,64м.
Можно показать слайд с полным решением этой задачи.
Решаем следующую задачу.
Слайд 4.
Можно рассказать, что зерцала состояли из множества небольших металлических пластинок, скрепленных кольцами. Зерцала защищали корпус воина до талии и надевались поверх кольчуги, имевшей рукава и подол. Ребята решают задачу в тетрадях самостоятельно, а один ученик решает её на откидной доске.
Решение: пусть масса шлема равна х кг, тогда масса кольчуги равна 5х кг, а масса зерцала равна 10х кг.
Составляем уравнение:
х+5х+10х=22,68
16х=22,68
х=22,68:16
х=1,43
Итак, масса шлема равна 1,43кг.
Масса кольчуги 1,43х5=7,15(кг)
Масса зерцала 1,43х10=14,3(кг).
6) Физкультминутка.
7) Итог урока: тест (выполняется на листках).
Итак, мы повторили все правила действий с десятичными дробями. Из сюжета задач узнали некоторые факты из истории Москвы, а сейчас — небольшой письменный тест. Выполняем его на листках.
Слайд5
I вариант 1. В каком пункте допущена ошибка? а) 3,7+1,2=4,9 б) 0,3:100=0,003 в) 8,95-0,6=8,89 г) 1,2х3,44=4,128 1) г; 2) б; 3) в; 4) а. 2. За сколько минут можно пройти Тверскую улицу в Москве длиною 2,7км, если проходить в минуту 75м? 1) 0,36; 2) 3,6; 3) 36; 4) 360. |
II вариант 1. В каком пункте допущена ошибка? а) 7,8-4,13=3,67 б) 2,8:40=0,07 в) 7,34+10,1=17,35 г) 1,2х0,63=0,756 1) а; 2) г; 3) в; 4) б. 2. Определите длину забора прямоугольной формы вокруг школы, если его ширина 27,8м, а длина на 35,5 м больше ширины. 1) 0,181; 2) 18,1; 3) 181; 4) 1,81. |
Ответы I варианта: | Ответы II варианта: |
- 3) | 1. - 3) |
- 3) | 2. - 3) |
Сразу же проверяем правильность полученных ответов, а при наличии времени - и решения.
8) Домашнее задание.
1. №№1492 (г), 1495, 1489 (г). Математика 5 класс Н.Я.Виленкин и др.
Используемая литература
1. Математика. Контрольные и самостоятельные работы. И.С.Ганенкова.
2. Страницы русской истории на уроках математики. С.Перли, Б.Перли.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ