Конспект открытого занятия "Форт Боярд"

Разделы: Логопедия


Дети под музыку из программы “Форт Боярд” вбегают в зал, в руке у каждого карточка “Приглашение в “Форт Боярд”.

Посмотрите, как много гостей сегодня в нашем зале. Поздоровайтесь с ними, пожалуйста. Все наши гости тоже хотят вместе с нами отправиться в путешествие – игру “Форт Боярд”.

- Что такое Форт?

Дети: Это старинная крепость для защиты от врагов. Крепость находится на острове.

 

Л – Что означает слово “Остров?”

Дети: Остров – это часть суши, окруженный водой.

 

Л - Именно на этом острове находится замок – Старца Фуре.

На чем мы отправимся туда, нам подскажет загадка:

Загадка поможет нам получить 1 ключ.

1. “Паровоз без колес!
Вот так чудо- паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!” (Пароход)

Муз. пауза: звучит музыка - “Шум моря”

Открывается занавес и перед детьми открывается “пароход. Пароход ждет нас у причала. Чтобы найти свое место – нужно найти карточку с таким – же изображением как у вас на пригласительном билете от старца Фуре в Форт Боярд. Дети соотносят линейные ряды на своих пригласительных с рядами, изображенными на карточках, которые лежат на стуле. Контролеры проверяют правильность выполнения задания.

Дети рассаживаются на свои места и отправляются в путь.

 

Л- Пока мы плывем нужно выполнить еще одно задание старца Фуре (Задание в конверте)

Старец Фуре прислал нам стихотворение , но в нем не хватает нужных слов. Наша задача - найти их:

 

Очень, очень вкусный пирог.

Я хотел устроить бал, и гостей к себе ……… / позвал./

Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый ……………. / пирог/

Я ждал, пока хватило сил, потом кусочек …………………… / откусил/

Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту ……… / съел /

Когда же гости подошли, то даже крошек ……… / не нашли /

Это стихотворение - шутка. Я думаю, что вы так не поступите, а обязательно угостите гостей. Вы молодцы - правильно нашли нужные слова.

Вот мы добрались до нужного острова. Перед тем , как покинуть пароход и отправиться к старцу Фуре, давайте сделаем небольшую разминку.

 

Ритмическая разминка

“Раз – два – три”

Мы сперва пойдем направо (1 – 2 – 3)

А потом пойдем налево (1 - 2 – 3)

А потом мы соберемся (1 – 2 – 3)

А потом мы разойдемся (1 – 2 – 3)

А потом мы все присядем (1 – 2 – 3)

А потом мы все привстанем (1 – 2 – 3)

А потом в ладоши хлопнем (1 – 2 – 3)

А потом ногами топнем (1 – 2 – 3)

А потом мы повернемся (1 – 2 – 3)

И друг другу улыбнемся (1 – 2 – 3)

 

Л- Ребята – давайте вспомним наш девиз:

“Мы ребята дошколята,

В Форт Боярд пришли играть,

И, конечно, побеждать”

Встреча с Фуре:

Приветствую вас в Форт Боярде! Испытания вам предстоят нелегкие, но

победителей ждет сюрприз. Он находится в этой шкатулке. Шкатулка волшебная – открыть ее можно только при помощи волшебного ключа. Ключи вы получите, только если будете правильно выполнять задания.

А сейчас получите свой первый ключ. (Вручает 1 ключ)

2 ключ.

Л - Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц?

 

Д. - Зима . Февраль.

 

Л - Как называется животные, которые живут в наших лесах?

 

Д. – Животные наших лесов называются дикими.

2. Ребенок рассказывает стихотворение.

 

Белочка – хозяйка.

Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.
Приготовилась к зиме Белочка – хозяйка.
В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.
Примеряла боты собственной работы.
Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.
И колоть без спешки принялась орешки.
Славно в белкином жилище

 

Л - Мы с вами учили стихотворение “Кто, где зимует”. Давайте вспомним его.

 

Д. - Кто, где зимует.

Зимой в берлоге мишка спит.
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая - в норе.
Жучка - в теплой конуре.
В логове лежит волчица.
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в норе.
Ежик спит в сухой траве.

Л. - Старик Фуре перепутал все - нужно навести порядок. (Дети на фланелеграфе выкладывают в заданной последовательности животных и место их зимовья, цитируя по строчке стихотворения.)

-Вспомните, как называется сказка о добром докторе, который лечил всех животных, даже из жаркой Африки?

 

Д - “Доктор Айболит”.

 

Л - Правильно. Пока животные ждали доктора ,перепутали очередь. Старец Фуре дал нам задание - восстановить очередность и рассказать сказку.

Игра “Помоги Айболиту”.

Цель: Учить дошкольников выстраивать линейный ряд в заданной последовательности.

Развивать слуховое внимание и зрительную память. Повышать мотивацию к построению линейного ряда.

 

1 ребенок -

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Всех излечит, исцелит добрый Доктор Айболит!

 

2 ребенок - И пришла к Айболиту лиса: “Ой, меня укусила оса!”

3 ребенок - И пришел к Айболиту Барбос: “Меня курица клюнула в нос!”

4ребенок- И прибежала зайчиха и закричала:” Ай, ай ! Мой зайчик попал под трамвай!”

5 ребенок-

 

Вдруг откуда -то шакал на кобыле прискакал:
Вот вам телеграмма от Гиппопотама!
Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит
И на море из Африки без отдыха глядит
Не едет ли в кораблике добрый доктор Айболит?

 

6 ребенок -

А рядом бегемотики схватились за животики:
У них у бегемотиков животики болят.

 

7 ребенок -

И тут же страусята визжат как поросята…
И голова болит у них и горлышко болит.

 

8 ребенок -

А рядом прикорнула зубастая акула….
Ах, у ее малюток, у бедных акулят
Уже 12 суток зубки болят!”

Все вместе: “О, где же добрый доктор? Когда же он придет!”

 

За правильно выполненное задание Старец Фуре вручает 2 ключ.

3 ключ. Игра – задание “Рыбалка”

 

Л – предлагает рассказать стихотворение “Рыбки”:

Рыбки плавали, плескались
В теплой чистенькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Реке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок!
(В.Лунин)

Л. - А сейчас нужно каждому из вас поймать волшебную рыбку. На ее брюшке – картинка.

По ней вы должны составить предложение и “записать” его при помощи схемы. Дети под музыку и слова песни “Любитель – рыболов” выполняют игру – задание “Рыбалка”, проверяю правильность его выполнения, уточняю:

  1. Количества слов в предложении;
  2. 1-е, 2-е… слово;
  3. слово перед и после заданного;
  4. значение заглавной буквы;
  5. значение точки;
  6. сколько пробелов в предложении.

 

Дети выполняют пальчиковую гимнастику “Речка и рыбка”,

“Лодочка”, “Пароход.” .

За правильно выполненные задания старец Фуре вручает еще один ключ.

Молодцы! Много испытаний вы уже прошли, завоевали 3 ключа, но впереди нас ждут еще испытания. Готовы? – Дети скандирует девиз:

 

“Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе.

4 Ключ Ребенок рассказывает стихотворение – шутку:

Три месяца только у нас побыла,
Весь снег захватила с собой и ушла.
Расстаться с зимой беда небольшая:
Пускай холода унесет, разрешаю!
Но снег- то зачем же с собой забирать.
Оставь хоть немножко – в снежки поиграть!

О каком времени года это стихотворение?

 

Дети: “О зиме”

 

Л – О каких зимних развлечениях в нем говориться?

  • Какие еще зимние развлечение вы знаете?
  • Старец Фуре опять спрятал нужные слова. Давайте их найдем. (Читает начало предложения, дети произносят нужные слова)

Мы скатали снежный ком,
Станет ком ….. (снеговиком)
Вот на ветку сели птички-
Желтогрудые….. (синички).
На снегу дрожит бедняжка –
Одинокая … (дворняжка).
У собачки мерзнет грудка,
Будет ей из снега … (будка)

Молодцы! С первой частью задания вы справились.

  • А сейчас посмотрите, пожалуйста, на эту сюжетную картинку. Для того, чтобы нам получить 4-ый ключ, нужно из слов, которые прислал нам Фуре, составить по этой картинке предложения:
  1. Дети – двор - лепить – снеговик.
  2. Зима – собачка – мерзнуть – зябнуть .
  3. Дети – лепить – будка – собака.

Дети составляют предложение и выкладывают схемы.

 

Старец Фуре вручает 4-й ключ.

5 Ключ.

 

Л - Какое время года наступает после зимы?

 

Д - Весна.

 

Л - Давайте вспомним весеннюю песенку “Динь - дон”.

Дети поют песню.

 

Л - Для того, чтобы получить 5 ключ , нужно “Найти предложения”.

 

Л – Вывешиваю сюжетные картинки, под которыми готовая схема предложения. Задание: нужно придумать предложения по схеме. – Можно ли по одной схеме составить несколько предложений?”

  • Дети проговаривают варианты своих предложений по одной схеме.

Например:

1-вар. – Мишка ест малину.

2- вар. – Мишка ест ягоду.

3- вар.- Голодный мишка ест.

4-й вар. – Маленький мишутка ест. И т.д.

Фуре вручает 5-й ключ.

6 ключ

Молодцы, ребята! Хоть старец Фуре сомневался, что мы победим Форт Боярд, но вот мы почти пришли к цели. Вы знакомы со схемой предложения. Вспомните, как записывается первое слово в предложении, с какой буквы оно начинается, как обозначается на схеме, не забудь после последнего слова в конце предложения поставить что?

Дети: точку.

Л - Правильно. А сейчас будем писать диктант на листочках карандашом,

как настоящие школьники. Будьте внимательны.

  • 1) Вечер 2) Я ложусь в кровать. 3) Мама читает сказку. 4) Я засыпаю. 5) Мне снится сказка.
  • Дети записывают:

Проверяю осмысление написанного (выборочно называют слово в любой схеме, называют количество слов; 1-е, 2-е, … и др.).

Дети выполняют пальчиковую гимнастику: “Раз – кружок, два – кружок…”

Фуре вручает 6-ой ключ.

Л.- Нам , ребята , осталось получить 7 ключ. Для этого капитан

отправляется к Старцу Фуре.

Старец Фуре загадывает загадку:

Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом ,
Попрощается последний –
Появляется передний.

(Дни недели).

Отгадав загадку, дети получают 7 ключ

Л.- Ключи все перепутаны. На каждом ключе написаны слова нашего девиза: “Один за всех и все за одного”. Нужно быстро по порядку поставить слова, прочитать предложения и тогда мы получим ключ от волшебной шкатулки.

Дети выполняют задание и получают приз от Старца Фуре.

(шоколадные монетки).

Под музыку шума моря садятся в пароход и отправляются в обратный путь. Под музыку из программы “Форт Боярд” прощаются с гостями и покидают зал

Цели и задачи:

1. Формировать зрительную линейную память в игре

“Найди свое место”.

2. Продолжать формировать практическое представление о связи слов в предложении в играх: “Вкусный пирог”. “Подскажи словечко”.

3.Развивать линейную зрительную память в играх:

“Кто где зимует”, “Доктор Айболит” + закреплять понятие о предложных конструкциях.

4.Учить операциям лексико-семантического анализа предложения:

  • умению самостоятельно составлять предложения по сюжетной картинке и правильно его обозначать схематично, соблюдая линейный ряд,
  • составлять предложения по заданной схеме,
  • “писать диктанты”.

5. Закреплять знания:

  • о последовательности времен года,
  • о последовательности месяцев,
  • о последовательности дней недели,
  • правил о заглавной букве,
  • точке в конце предложения,

6. Учить ритмично двигаться , сочетая слова с движениями,

7. Развивать мелкую моторику рук,

8. Словарная работа: уточнение значения: “Форт”, “Остров”,

9. Вырабатывать правильное произношение звуков,

10. Воспитывать внимание, дружелюбие, умение быстро и четко выполнять инструкции логопеда.

См. приложение.