Цель: Продолжать знакомить учащихся со временем года «Зима».
Задачи: Закрепить представление о времени года «Зима». Развивать логическое мышление, разговорную речь, пополнять словарный запас. Воспитывать любовь к природе, взаимопомощь, содружество учащихся.
Оборудование:
- карточки-символы (о погоде);
- геометрические фигуры с буквами (з, и, м, а);
- картинки «зима/осень»;
- раздаточный материал: цифры от 1 до 10;
- «снеговики»-трафареты:
- сигнальные карточки:
- картинка «Рассеянный художник»:
- «осколочные картинки «зима».
Ход урока
I. Оргмомент.
а) – Сядет тот, кто скажет, что обозначают эти символы (опоры – идет снег, дождь, ветер, светит солнце), характеризующие погоду?
/у каждого ученика на столе карточка/
Выставляют на доску.
Микроитог.
б) Игра «Что изменилось?»
На доске картинки «Зима - осень». Учащиеся закрывают глаза, учитель убирает 1 картинку. Ученики должны сказать, какой картинки не стало.
М.И.
II. Сообщение темы урока.
– Расшифруйте, что написано на доске. Подумайте и скажите, какая тема нашего урока и о чем мы с вами будем говорить.
На доске сбоку на магнитиках геометрические фигуры с буквами.
– Что вы видите на доске? Ответы.
– Марина, иди и возьми круг, поставь его наверху доски.
– Какую геометрическую фигуру ты поставила? Что написано на кружочке?
– Буква А.
– Дай характеристику буквы. Почему так думаешь? Похвала.
– Алеша, возьми треугольник и поставь его справа от круга. (Прикрепляет)
– Таня, какую Алеша поставил геометрическую фигуру? Ответ.
– Оля, где он поставил? Ответ
– Какая буква на треугольнике, Алеша? Буква М.
– Характеристика буквы.
– Таня ставит квадрат слева от круга. Какая буква на квадрате? Буква З.
– Характеристика буквы «З», назвать парный согласный. Похвала.
– Оля, какая осталась геометрическая фигура? Прямоугольник с буквой «А».
– Поставь его справа от треугольника. Какое получилось слово? Читай.
– ЗИМА.
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? Ответы.
Микроитог.
III. Работа по теме.
а) Чтение учителем стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром.
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел,
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
На заборах, на крылечке,
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело.
– Как вы думаете, о каком времени года я прочитала стихотворение? Ответы.
б) Чтение стихотворения ученицей.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
– Вам понравилось, как Таня прочитала стихотворение?
в) Вопросы:
– Что говорится в стихотворении о снеге? Что он делает?
– Кружится, падает, ложится.
– А как еще по-другому можно сказать, что делает снег?
Ответы: Снег идет, падает, кружится, вьется, летит, сыплет, сверкает, блестит, искрится.
Микроитог.
IV. Физкультминутка. Имитация
Как на горке снег, снег, /руки вперед, на носочки/
И под горкой снег, снег, /приседания/
И на елке снег, снег, /руки вверх/
И под елкой снег,снег. /приседания/
А под снегом спит медведь /ладошки к щеке/
Тише,тише. Не шуметь! /погрозить/
V. Закрепление
а) Лексико-грамматическое упражнение «Ответь правильно»
– Снег белый или синий? Полные ответы.
– На улице мороз или жара?
– Зимой бывает снегопад или листопад?
– Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?
Микроитог.
б) Игра «Разложи картинки»
Классификация «Зима - осень»
Микроитог.
в) Отгадывание загадок о зиме.
Без рук рисует,
Без зубов кусает. /Мороз/
– Где рисует?
– Что кусает?
Солнце не греет,
Поле белеет,
Сани скрипят,
Речки молчат. /Зима/
– Почему поле белеет? /Покрыто снегом/
– Почему сани скрипят? /Морозно/
– Почему речки молчат? /Покрыты льдом/
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. /Снежинки/
– А почему снежинки на руке тают, а на земле, на асфальте нет?
Ответы.
На доску – картинку.
В зимний день,
Как балеринки,
Кружат белые……/снежинки/
Задание: Сосчитайте, сколько упало снежинок? /9/
– Покажите цифру 9.
– Где в жизни вы встречали цифру 9? Ответы.
Микроитог.
VI. Физкультминутка.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладоши,
Ногами мы потопаем
И себя похлопаем.
VII. Работа с картинками «Найди картинки»
а) Задание: Среди картинок найти и отобрать те, которые начинаются на СНЕ
/Картинки: снеговик, санки, снегурочка, лыжи, снег, коньки, шуба, снежинка, елочка, снегопад, шапка, варежки, снегокат/.
Микроитог.
б) Самостоятельная работа.
– Назвать из этих слов самое короткое слово. /Снег/
– Составь слово из разрезной азбуки.
Взаимопроверка.
– Сколько слогов? Ответ.
– Как узнали? /Сколько гласных, столько и слогов/
– А как еще можно узнать, сколько в слове слогов?
– Прохлопать. А еще?
Физкультминутка «Прошагай слова»
Мы с ребятами шагаем,
Части слова мы считаем.
ЛЫ ЖИ – Сколько раз мы прошагали? Сколько слогов? 2
– А сейчас Алеша будет приседать, а мы будем называть слово и считать. СНЕ – ЖИН – КА
– Сколько раз он присел? 3. Сколько слогов в лове? 3.
– Марина будет подпрыгивать, а мы посчитаем. СНЕ – ГО – ВИК
Микроитог.
в) Игра «Собери картинку из частей»
У каждого ученика «осколочная картинка «зима».
– А как можно ласково назвать зиму?
Микроитог.
г) «Рассеянный художник»
– Один художник тоже нарисовал зимушку. Но он что-то напутал.
Задание: Внимательно посмотрите на картину и скажите, что?
/На елке растут яблоки, елка желтой не бывает. Зимой не растут цветы на улице и т.д./
Микроитог
д) Беседа.
– Вам нравится время года «зима»?
– А чем нравится? Ответы.
VIII. Итог.
– Посоветуйтесь друг с другом и поднимите ту снежинку, которая определяет ваше настроение на уроке.
- Белая – грусть
- Жёлтая – радость
- Красная – восхищение
- Синяя – безразличие.
IX. Домашнее задание:
Обвести по трафарету «Снеговика» в тетрадь, вставить пропущенные буквы в данных словах и с этими словами рассказать о зиме.