Внеклассные мероприятия – важная часть учебно-воспитательного процесса. Тщательно подготовленные и хорошо проведённые, они формируют интересы, способствуют накоплению знаний, расширяют кругозор учащихся, развивают память, творческие способности, дают возможность научиться работать в команде, ощутить себя частью коллектива. Всё это, безусловно, важно для формирования личности.
Мероприятия, посвящённые М.В. Ломоносову, всегда дают возможность не только сообщить научную, историческую информацию, но и поговорить с учащимися о качествах личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и труде во имя науки и Отечества. Примеры из жизни М.В.Ломоносова способны вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле. Обращение к биографии и научным трудам М.В. Ломоносова, книгам и фильмам о нём полезно в любое время, но особенно эта тема становится актуальной в преддверии 300-летнего юбилея Великого Помора. Главное, чтобы всё не свелось к назидательным беседам и машинальному повторению заученных слов. Воспитательные цели будут достигнуты только тогда, когда учащиеся станут главными действующими лицами, заинтересованными в творческом подходе к подготовке и проведению бесед, классных часов, конкурсов.
Викторина представлена в формате Microsoft Office PowerPoint и содержит 42 вопроса, связанные с фактами биографии и научной деятельностью М.В.Ломоносова. Ко всем вопросам викторины даны краткие ответы. Многие слайды содержат иллюстрации.
Вопросы викторины
- Где и когда родился М.В.Ломоносов?
- Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, девичью фамилию матери.
- Назовите учебные заведения, в которых учился Ломоносов. Где они находились?
- Кому принадлежат слова: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие” и в каком труде они были написаны?
- В письме к Эйлеру Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: “Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования”. Назовите открытие, сделанное Ломоносовым.
- Кто и в связи с чем сказал: “Славного Роберта Бойля мнение ложно”?
- В каком году была закончена первая мозаичная картина, кто её автор и как она называется?
- Кто автор картины “Юноша Ломоносов на пути в Москву”.
- Сколько и какие языки знал М.В.Ломоносов?
- В 1742 году Ломоносов был зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (стажёром). По какой науке?
- Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность?
- В 1745 году Ломоносов получил звание профессора Петербургской академии наук. Какой науки?
- Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины.
- Как назывался знаменитый прибор для ночного видения, изобретённый Ломоносовым?
- Имя, которое использовал Ломоносов, подписывая письма и работы.
- Какие произведения, кроме научных, прославили Ломоносова?
- Первоначальное название города Ломоносова Ленинградской области.
- Разновидность живописи, использованная Ломоносовым. (*)
- Наука, которой Ломоносов предсказывал великое будущее.
- Кто сказал о Ломоносове? Определите авторов стихотворных строк и высказываний о М.В.Ломоносове.
- Кто сказал о Ломоносове? Определите авторов стихотворных строк и высказываний о М.В.Ломоносове.
- Кто сказал о Ломоносове?
- Кто из писателей ХIХ столетия сказал: “Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги”?
- Из какого произведения Ломоносова знаменитые строки: "…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать?" (*)
- Назовите фамилию учёного, который вместе с Ломоносовым проводил опыты по электричеству во время грозы и погиб от сильного удара молнии?
- Ломоносов писал: "Российское могущество прирастать будет … и Северным океаном". Какое слово пропущено?
- Как называется цветное непрозрачное стекло, производимое Ломоносовым?
- Назовите явление, которое описывает ломоносов в этих строках:
- Название какой науки впервые ввёл Ломоносов?
- Какие открытия в области химии были сделаны М.В.Ломоносовым?
- Какие открытия в области физики были сделаны М.В.Ломоносовым?
- Какие открытия в области геологии были сделаны М.В.Ломоносовым?
Кто он?
Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему…
Скоро сам узнаешь в школе,
как архангельский мужик
по своей и божьей воле
стал разумен и велик.
“Он… сам был первым нашим университетом"
С полночных стран встаёт заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
33. Как М.В.Ломоносов проявил себя как поэт?
34. Какие открытия в области астрономии были сделаны М.В.Ломоносовым?
35. Какие открытия в области географии были сделаны М.В.Ломоносовым?
36. Как М.В.Ломоносов проявил себя как художник?
37. Какие открытия в области истории были сделаны М.В.Ломоносовым?
38. Какова роль М.В. Ломоносова в металлургии?
39. Как геологи отметили заслуги М.В.Ломоносова?
- Какие географические объекты носят имя М.В.Ломоносова?
- Где похоронен М.В.Ломоносов?
- Кто сказал о Ломоносове?
“ На берегах Ледовитого моря, - подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”.
(*) В ответах на вопросы 18 и 24 использованы видеофрагменты. Для корректного показа презентации необходимо поместить в одну папку вместе с файлом “Викторина Ломоносов Microsoft Office PowerPoint” оба фильма (lomonosov и newtons) (Cкачать презентацию)
Викторину можно использовать на уроках химии при изучении тем: “История развития химии” (8кл.), “Изменения, происходящие с веществами” (8кл.), “Строения атома” (8кл.); “Металлы. Металлургия” (9кл.), “Силикатная промышленность” (9-й кл.).
Викторина “Путь М.В.Ломоносова в науку” предоставляет материал, который поможет учителям химии и физики, воспитателям, классным руководителям, библиотекарям подготовить и провести мероприятия, способствующие достижению образовательных, воспитательных и развивающих целей.