Дополнительное коррекционное занятие ЛЕГО-конструирование. 1–2-е классы (для детей с ЗПР) школ I и II вида. Программа обучения

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок и педагог могут с ней справиться.

Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Существует несколько направлений.

1.Использование Лего непосредственно для конструктивно-игровых целей.

Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.

Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра “Чудесный мешочек”, в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра “Запомни и повтори” направлена на коррекцию памяти и мышления.)

2.Использование Лего при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.

Некоторые примеры использования Лего при подготовке к обучению грамоте. Абстрактный термин “звук” весьма трудно понять детям с речевой патологией и интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой задачи также можно использовать Лего : в наборах есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные- человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные- в зеленых. Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребенку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков.

Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов. По аналогии можно использовать Лего при составлении схемы предложения. Игровые ситуации с Лего-элементами помогают при постановке звуков, исправлении ошибок звукопроизношения, в работе над ритмико-интонационной структурой речи. Игровые приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о психотерапевтическом воздействии Лего.

3. Использование Лего в процессе диагностики.

Еще одно важное направление применения Лего - использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с Лего детей, имеющих отклонения в развитии требует особого квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя Лего в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.

Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности с Лего

Табл.№1 (см. приложение)

Система работы по формированию конструктивно-игровой деятельности с Лего на начальном этапе

Работа по обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО делится на 2 этапа: знакомство и непосредственное обучение (пропедевтический период).

Табл. №2 (см. приложение)

Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Педагогу необходимо помнить, что ЛЕГО-элементы позволяют создавать обилие игровых ситуаций, которые должны в большей степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Также педагогу следует понимать, что нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если ему кажется, что ребенок делает или сделал что-то не так.

В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы:

-задания дает педагог, выполняют дети,

-задание формулируется ребенком и выполняется детьми и педагогом,

-задания дают дети друг другу.

Спонтанная ЛЕГО-игра детей. Знакомство с ЛЕГО.

Для успешного проведения спонтанных ЛЕГО-игр необходимо соблюдение следующих условий:

-оптимальное количество участников спонтанной коллективной игры 6-8 человек;

-детям должно хватать ЛЕГО-элементов (формочек и кирпичиков);

-учитывая специфику патологии, особенности группы в целом и каждого ребенка в отдельности, необходимо продумать, где детям будет удобнее играть. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли легко передвигаться и выбирать нужные им детали;

-при проведении спонтанных игр педагогу не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом. Дети создают только то, что хотят и могут, как представляют в данный период объекты окружающего мира;

-обязательны стимулирование положительных эмоций и похвала во время игры;

-постройки лучше на некоторое время сохранять, потому что детям жалко уничтожать результаты своего труда.

Наблюдая за спонтанной игрой детей в новый, красивый конструктор, педагог может сделать выводы об эмоциональности детей, способности включаться в деятельность, об уровне развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности, о сформированности конструктивно-игровых действий. В свободной обстановке дети быстрее входят в контакт с педагогом. Через спонтанную игру четко проявляются характерные особенности детей. Раскрываются психологические проблемы, поведенческие особенности, переживания ребенка на самом первом этапе знакомства с ним.

Карта наблюдения за ребенком в процессе спонтанно- игровой деятельности с ЛЕГО.

Имя, фамилия ребенка _________________________________

Возраст и диагноз ребенка ________________________________________

Посещаемое учреждение __________________________________________

Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью

Ребенок испытывает радость, испуг, волнение, не выражает никаких эмоций, грубое проявление эмоций.

Включение в конструктивно-игровую деятельность

Активно приступил к деятельности, начал играть спокойно, не знал с чего начать, выразил отказ.

Поведение в процессе конструктивно-игровой деятельности

Играет один(обособленно),играет вместе с другими детьми, действия нельзя назвать игровыми, мешает другим детям.

Использование речи

Играет молча, активно пользуется речью при общении с детьми, сопровождает свои игровые действия речью.

Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности

Смог организовать коллективную игру с постройкой, организовал самостоятельную игру, участвовал в коллективной игре, продолжал долгое время конструировать, играть с постройкой не стал.

Характер игровой деятельности с ЛЕГО постройкой

Манипулятивный, процессуальный, с элементами сюжета, сюжетный.

Наличие конфликтных ситуаций

Часто ли ребенок конфликтует, может ли сам решить конфликт, легко ли втягивается в конфликтную ситуацию?

Творческие способности

Сколько построек смог сделать: одну или много, использовал ли детали ЛЕГО в качестве заместителей, есть ли интересные элементы в постройке?

Состояние моторики

Умеет ли удерживать деталь щепотью, какие трудности при скреплении и разъединении деталей испытывает, наличие сопутствующих движений при манипуляции деталями, скоординированность работы рук, работа ведущей руки.

Особенности постройки

Что построил, характер скрепления ЛЕГО-элементов, какие по форме ЛЕГО-элементы использовал, какие цвета преобладают в постройке, наличие готовых фигурок в постройке.

Развитие речи

Умение рассказать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой.

Личностные особенности

Способность сосредоточиться, способность к сотрудничеству, способность довести задуманное до конца.

 Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения.

Первый этап обучения помог детям составить определенное представление о конструкторе: познакомились с деталями, научились скреплять, интерес к игре возрастает. Но проведение спонтанных игр пока не позволило детям понять диапазон возможностей ЛЕГО-элементов.

Это проявляется в следующем:

  • преобладают примитивные ознакомительные действия с деталями( берут в рот, нюхают, долго бесцельно крутят в руках и т.д.),

  • сохранились трудности скрепления,

  • дети не могут еще увидеть все варианты скрепления ЛЕГО-элементов и овладеть ими,

  • дети не смогли досконально разобраться во всех формах ЛЕГО-элементов,

  • речевая активность очень низкая,

  • не сформированы понятия "прочность", "устойчивость",

  • предложение зарисовать постройку вызывает не только трудности, но и полное непонимание задания.

Этими трудностями вызвана необходимость пропедевтического периода, в процессе которого педагог и дети совместно устанавливают игровые правила работы с ЛЕГО.

Цель цикла- подробное знакомство с цветом, формой, возможными и невозможными способами скрепления, составление ЛЕГО-словаря.

В процессе этих занятий решаются задачи:

1.Научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, сформировать навык управления поведением(не отвлекаться, выслушивать и выполнять инструкции),

2.Сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах,

3.Научить детей брать ЛЕГО-элементы, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики различных размеров, ЛЕГО-формочки, ЛЕГО-кирпичики с ЛЕГО-формочками в различных комбинациях.

4.Сформировать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Учить детей ориентироваться в пространстве.

5.Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее.

6.Сформировать у детей понятие прочной, устойчивой и неустойчивой постройках, о широкой постройке, о длинной постройке, о высокой постройке.

При обучении необходимо учитывать речевые и психофизические возможности детей. Необходимо очень продуманно подойти к количеству и качеству лексического материала, включаемого в занятие. Занятия строятся таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали развитию разговорной речи, активизировали имеющиеся у детей речевые средства.

Для более успешной работы детям можно предложить схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить свой рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются.