Урок в 3-м классе по программе РО Л.В. Занкова по русскому языку по теме "Три склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

1. Учить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

2. Отрабатывать умение определять падеж имен существительных.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение, фантазию.

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания и словарная работа.

- Запишите слова.

Старик, год, мороз, холод, снег.

- Что объединяет эти слова? Докажите графически. (Орфограмма парный согласный, мужской род...)

- На какие группы можно разделить данные слова?

- К какому герою русского фольклора относятся все эти слова? (Дед Мороз)

3. Новая тема.

Вышел Дед Мороз. Стал он махать рукавом и пускать своих помощников.

Махнул первый раз – вылетела вьюга. Махнул второй раз – появился буран. Махнул третий раз – закружила метель. Каждый из помощников полетел своей дорогой.

- Запишем имена помощников в три столбика, начиная со второй строки.

Вьюга

Буран

Метель

- Что можно рассказать о каждом из этих слов с точки зрения русского языка.

(Часть речи, род, число, падеж.)

- Просклоняем каждое из этих существительных. (Коллективная работа.)

- Что заметили? (Имеют разные окончания.)

4. Работа с учебником.

- Прочитайте вывод на странице 12-13.

- С каким новым понятием познакомились? (Склонение.)

- Сколько бывает склонений у имен существительных?

- Подпишем названия каждого столбика.

5. Физкультурная разминка.

Звучит музыка. П. И. Чайковский. “Времена года”.

Закройте глаза и представьте картину. Зима очень загадочна и волшебна. Красив зимний лес! Мы с вами на заснеженной поляне. Легкий ветерок опускает на ладошку хрупкую снежинку. Разыгрался мороз. Он щиплет нам щеки и пальцы. Яркое солнце освещает стволы берез и лапы елей.

По лыжне мы спешим в теплую избушку. Здесь нас уже ждут вздутый самовар и пирог.

Наступает ночь. В доме тишь и благодать. Где-то вдалеке раздается ржание лошади.

6. Первичное закрепление.

- О чем был наш рассказ? (О зиме)

- Какие имена существительные встретились?

- Распределим их в три столбика по теме нашего урока.

- К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я в именительном падеже. Какие слова запишем в первый столбик? (Картина, зима, поляна, ладошка, снежинка, лыжня, избушка.)

- Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием – о, - е в именительном падеже. Какие слова запишем во второй столбик? (Лес, ветерок, мороз, солнце, самовар, пирог, ржание)

- К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце. Какие слова запишем в третий столбик? (Ночь, тишь, благодать, лошадь.)

7. Творческая работа.

- Запишите текст под диктовку.

Волшебно изменился русский лес. На ветвях берез серебрится иней. Стоит, завороженный чарами зимы, молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Тихо и плавно падают из облаков на землю снежинки.

- Закончите текст.

8. Итог урока.

9. Домашнее задание.

Определите в этом тексте склонения и падежи имен существительных в единственном числе