Задачи:
1. Учить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
2. Отрабатывать умение определять падеж имен существительных.
3. Развивать орфографическую зоркость.
4. Обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение, фантазию.
1. Орг. момент.
2. Минутка чистописания и словарная работа.
- Запишите слова.
Старик, год, мороз, холод, снег.
- Что объединяет эти слова? Докажите графически. (Орфограмма парный согласный, мужской род...)
- На какие группы можно разделить данные слова?
- К какому герою русского фольклора относятся все эти слова? (Дед Мороз)
3. Новая тема.
Вышел Дед Мороз. Стал он махать рукавом и пускать своих помощников.
Махнул первый раз – вылетела вьюга. Махнул второй раз – появился буран. Махнул третий раз – закружила метель. Каждый из помощников полетел своей дорогой.
- Запишем имена помощников в три столбика, начиная со второй строки.
Вьюга |
Буран |
Метель |
- Что можно рассказать о каждом из этих слов с точки зрения русского языка.
(Часть речи, род, число, падеж.)
- Просклоняем каждое из этих существительных. (Коллективная работа.)
- Что заметили? (Имеют разные окончания.)
4. Работа с учебником.
- Прочитайте вывод на странице 12-13.
- С каким новым понятием познакомились? (Склонение.)
- Сколько бывает склонений у имен существительных?
- Подпишем названия каждого столбика.
5. Физкультурная разминка.
Звучит музыка. П. И. Чайковский. “Времена года”.
Закройте глаза и представьте картину. Зима очень загадочна и волшебна. Красив зимний лес! Мы с вами на заснеженной поляне. Легкий ветерок опускает на ладошку хрупкую снежинку. Разыгрался мороз. Он щиплет нам щеки и пальцы. Яркое солнце освещает стволы берез и лапы елей.
По лыжне мы спешим в теплую избушку. Здесь нас уже ждут вздутый самовар и пирог.
Наступает ночь. В доме тишь и благодать. Где-то вдалеке раздается ржание лошади.
6. Первичное закрепление.
- О чем был наш рассказ? (О зиме)
- Какие имена существительные встретились?
- Распределим их в три столбика по теме нашего урока.
- К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я в именительном падеже. Какие слова запишем в первый столбик? (Картина, зима, поляна, ладошка, снежинка, лыжня, избушка.)
- Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием – о, - е в именительном падеже. Какие слова запишем во второй столбик? (Лес, ветерок, мороз, солнце, самовар, пирог, ржание)
- К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце. Какие слова запишем в третий столбик? (Ночь, тишь, благодать, лошадь.)
7. Творческая работа.
- Запишите текст под диктовку.
Волшебно изменился русский лес. На ветвях берез серебрится иней. Стоит, завороженный чарами зимы, молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Тихо и плавно падают из облаков на землю снежинки.
- Закончите текст.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Определите в этом тексте склонения и падежи имен существительных в единственном числе