Цели: совершенствовать умение моделировать состав числа 10 с помощью фишек разного цвета, при соблюдении условия “желтых фишек меньше”; объяснить, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счете; закреплять знания десятичного состава чисел от 11 до19; выполнять сложение и вычитание чисел на основе десятичного состава; рассмотреть способы составления отрезка длиной 1 дм из двух других.
Ход урока
- Устный счет.
Задачи в стихах.
Мама яблоки купила
На тарелку положила
Их нетрудно сосчитать
Красных три и желтых пять.
Сколько яблок купила мама?
4 бабочки летали,
Тут одну домой позвали.
Кто поможет сосчитать ,
Сколько стало их летать?
Забежал щенок в курятник
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез
Два в раскрытое окно
Сколько петухов всего?
Цифры разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Рисовать квадрат и круг,
Знать, где север, а где юг,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики:
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо твердо, на пять математику знать
Вот мы сейчас, ребята, и проверим, знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать.
Учащиеся считают от 1 до 10 и от 10 до 1.
Цифры занять свои места!
Входят учащиеся. В руках у них карточки от 0 до 10.
Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением Веселого Паровозика и сообщает, что настало время отправиться в страну “ Двузначных чисел”. В этой стране мы узнаем как образуются и читаются числа больше 10.
Ученики встают друг за другом, руки кладут на плечи ученика, стоящего впереди, включается музыка, и дети двигаются между партами. Музыка прекращается и объявляется станция” Десяток”.
На этой станции ученики узнают, что такое десяток, а помогает им стихотворение:
Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
(Учитель берет палочки, считает, а ученики повторяют.)
Один, два, три,
А за ними, посмотри-
Идут четыре, пять, шесть-
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь.
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим-
И десяток вмиг составим!
-Сколько палочек у нас в руке?
(учитель поясняет, что десять палочек составляют один десяток)
10ед = 1 дес.
- Сколько палочек в пучке? (10 палочек или один десяток палочек)
-Сколько десяток палочек в руке? (один)
- А кто знает, какие числа стоят дальше?
Учитель сообщает, что Весёлый поезд оправляется дальше на станцию “Образование чисел”.
Ученики встают, под музыку имитируют движение паровоза. Тихонько садятся и урок продолжается.
Учитель предлагает детям прибавить к десятку 1 палочку и спрашивает, сколько палочек стало (один-на-дцать)
- Сколько десятков палочек? (1 десяток)
- Сколько ещё отдельных палочек? (одна)
-Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1 десяток и 1 единица)
( 1 десятое и 1 единица)
- Положите на десяток (на дцать) ещё 1 палочку
- Сколько лежит палочек на десятке (2)
- Сколько всего палочек (12)
- Сколько десятков и сколько отдельных палочек?
- Сколько десятков и сколько единиц в числе 12?
Аналогично рассматриваются остальные числа второго десятка. Учитель обращает внимание на то, что в названии чисел от 11 до 19 первая часть слова обозначает число единиц, а вторая часть слова- это дцать. Мы складываем отдельные палочки на десять, т.е. на дцать.
Физкульминутка
-Мы пойдем сначала вправо - раз, два, три (ходьба на месте)
-А теперь пойдем налево -раз, два, три (ходьба с поворотом налево)
-А теперь мы все присядем- раз, два, три (упор присев)
- Дружно и тихонько встанем –раз, два ,три (встать,руки вверх)
- А теперь мы все станцуем – раз, два, три (полуприседания с поворотом)
-Посмотри (хлопки слева и справа)
А теперь ещё станцуем- раз, два, три; раз, два, три
Задание №1.(стр.90) с набором “Касса цифр”
- У Даши 10 фишек: желтые и красные. Желтых фишек меньше. Сколько фишек каждого цвета может быть у Даши?
Запись:
1+9=10
2+8=10
3+7=10
4+6=10
5+5=10
Задание №2. (с.90.)
Назовите пропущенные числа и покажите карточку с этим числом.
Задание № 3. (с.90.)
Сравните примеры в каждом столбике. Чем похожи записи в каждом столбике.
Задание №4.(90.)
- Сколько телефонов в каждом ряду? (4)
-Сколько рядов? (2). Какая запись не соответствует рисунку? ( 2 телефона и 4 телефона).
Запись:
По 2 телефона 4 раза-это 8.
По 4 телефона 2 раза-это 8.
Задание №5.(90).
-Сколько клеток? Как сосчитать разными способами?
5+5+5-это 15.
По 5 клеток 3 раза-это 15.
По 3 клетки 5 раз-это 15.
Задание №6.
-Сколько отрезков на чертеже? (6). Измерьте длину каждого отрезка: длина оранжевого отрезка-8 см, длина зеленого-7 см, длина синего-6 см, длина желтого-4 см, длина красного-3 см, длина черного- 2 см.
-Из каких отрезков можно составить отрезок длиной 1 дм?
1 дм=10 см.
10 см=7 см+3 см.
10 см= 8см+2 см.
10 см=6 см+4 см.
Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Средства обучения. Рисунки с изображением самолетов, на которых написаны примеры.
Содержание игры. -Кто хочет стать летчиком? Каким должен быть летчик? Что он должен знать и уметь?
Класс делится на три команды. В каждой команде назначается летчик. На доске 3 столбика примеров и несколько ответов. Учитель вызывает к доске 3 летчиков, остальные контролеры. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (проводит линию к правильному ответу). Каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.
В конце игры подводятся ее итоги. Все правильные ответы записывают справа от примера, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему вручается рисунок с изображением звезды.
С чем сегодня познакомились на уроке?
Назовите числа 1 десятка, второго десятка.