«Мир состоит из великого множества красок и света.
И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения – счастливейший
человек….» |
Детское творчество – это мир ярких, удивительных образов. Изобразительная деятельность позволяет ребенку отразить свои впечатления об окружающем мире, выразить отношение к нему. Работая в Дошкольном Образовательном Учреждении, в средней группе по изобразительной деятельности я применяю нестандартные формы рисования пальчиками и ладошками.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить «причинно-следственные» связи, учится логически мыслить. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учится самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.
Рисование ладошками – очень увлекательная и веселая деятельность для детей . Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.
При помощи комплексных занятий по развитию речи и рисование пальчиками и ладошками ребенок развивает свои творческие способности
Программное содержание:
- Создать атмосферу для творческой работы.
- Способствовать воспитанию сочувствия, интереса к игровым персонажам, желания вместе с ними преодолевать трудности, находить выход.
- Учить детей предавать в рисунке свое настроение, преобразовывать знакомые образы в новые сочетания и создавать относительно новые для ребенка образы.
- Закрепить умение объединять личное творчество с творчеством других детей.
Оборудование: Половинка альбомного листа, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки( на каждого ребенка), катушки, морковка, перышки.
Предварительная работа: На занятиях по чтению художественной литературы прочитать сказки «У солнышка в гостях» и «К.И.Чуковского «Краденое солнце». Рассматривание иллюстраций, слайдов – персонажей и природу этих сказок.
Игровая мотивация: Пришли герои из сказки «У солнышка в гостях» с подарками: утка принесла – перо, ежик – катушку, заяц – морковку.
Сказочные герои просят детей помочь им разыскать солнышко.
Художественное слово:
Где ночует солнышко?
Чем оно укроется?
– У бабушки в постельке
Шерстяной тучкой.
– А кто его бабушка?
А кто его укроет?
– Синее небо.
Дедушка ветер.
Ход занятия
– Ребята, из какой сказки игрушки? Что с ними случилось? (Сказки «У солнышка в гостях», «Краденое солнце».)
– Почему они грустные? (Они ищут солнышко.)
– Давайте поможем им отыскать солнышко.
А на чем можно отправиться в путешествие на поиски солнца?
– Давайте отправимся на наших лодочках. А можем мы отправиться?
Дети: Не можем. Нет воды
Кисточка: А может я вам помогу? Я вам расскажу сказку
(В процессе сказки игры дети рисуют волны под лодочкой – волнистую линию.)
В некотором царстве жила Королева-кисточка, и было в ее царстве много девочек-кисточек. Девочкам очень хотелось рисовать, и они поехали в детский сад, чтобы вместе с детьми сделать много красивых рисунков. Но скоро три девочки-кисточки вернулись в слезах.
Королева: Почему вы плачете?
1-я кисточка: Дорогая королева! Знаете, попала я к очень плохим детям. Они опустили меня в краску, вот так! (Показывает на середину металлической части.) Воспитатель показывает: Ой, глаза щиплет, в рот попало, как невкусно, помойте меня! (Воспитатель ополаскивает кисточку водой.)
Меня надо опускать в краску до середины веера (показывает). Когда в краске только волосики, мне не больно. Я все хорошо вижу и могу хорошо рисовать. А потом надо еще не забывать снимать лишнюю краску о край банки (Беседа воспитателя с детьми.)
Воспитатель: Хотите поиграть с кисточкой и погулять с ней по листу бумаги? Умеете ли вы обращать с кисточкой? Не сгибая сильно пальцы, не сдавливать кисть, держать тремя пальцами в том месте, где металлическая часть переходит в деревянную (показывает, как макать кисть и снимать лишнюю краску о край банки). После рисования кисть надо промыть)
Королева (2-й кисточке): А ты почему плачешь?
2-я кисточка: Меня очень плохо промыли, ополоснули, краска осталась в волосах и засохла, поэтому мне больно! Я люблю, чтобы меня в большой банке мыли, а потом ополаскивали чистой водой. (Воспитатель ополаскивает кисть в другой банке с Читой водой.)
Королева (3-й кисточке): А тебя чем обидели?
3-я кисточка: Вытирая кисточку больно дергали за волосы. А надо легонько приложить волосы к салфетке, или даже показать, вот тогда они станут сухими, и мне будет очень приятно. (Воспитатель предлагает правильно просушить кисти детям. Дети обещают, что будут хорошо обращаться с кисточками.)
Королева-кисточка предлагает детям на облаке отправиться в путешествие (взобраться на облако и дальше путешествовать на нем). Дети ложатся на спину. Рассматривают белые бумажные облака, слушая стихотворения Маяковского:
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
От первой до третьей люди,
Четвертая была – верблюдик.
К ним любопытством объятая
По дороге пристала пятая.
От нее в синем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все и растаяли…
(Каждый выбирает образ и рисует облако (пальчиком))
– Путешествовали долго, настала ночь. Встретился месяц в пути.
Дети (все вместе): Месяц, месяц мой дружок….
Месяц: Там за тучей! (Открыть солнышко, перевернуть облака.)
Воспитатель: Какое солнышко?
Дети: Золотое, лучистое, искристое.
Королева-кисточка говорит, что заяц принес морковку, еж – катушку от ниток, утка – перышко, и они помогут вам отыскать солнышко. Дети рисуют. Воспитатель предлагает детям поиграть с солнышком
Физкультминутка (армянская народная песенка)
Где ночует солнышко?
Где ночует солнце?
У бабушки в постельке!
А кто его бабушка?
Синее небо!
Чем оно укроется?
Шерстяной тучкой!
А кто его укроет?
Дедушка-ветер.
Дети продолжают рисовать солнышко, круг печатают ладошкой, лучистое – пальчиком.
Пальчиковая игра «Прятки»
Сидел со мной за столом сосед,
Закрыл я глаза, а соседа уж нет.
Теперь головою крути – не крути,
А в группе у нас никого не найти
Хотим, чтоб скорей воспитатель сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!»
Итог занятия
Утка, заяц и еж рассматривают рисунки детей с солнышком. Благодарят их, а дети рассказывают, какое солнышко у них получилось (искристое, лучистое). Воспитатель привлекает внимание детей, какие предметы принесли с собой животные (перышко, катушка и морковка). Теперь у солнышка много друзей! А с друзьями всегда весело и не так страшно, как одному!