Тема урока "Древняя Спарта"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте;
  • познакомить учащихся с особенностями Спартанского государства, изучить быт и нравы спартанцев;
  • определить положительные и отрицательные стороны воспитания в Древней Спарте.

Задачи:

  • познакомить с особенностями географического положения Древней Спарты;
  • дать характеристику населению Спарты в сравнении;
  • выделить особенности государственного устройства Спарты;
  • закрепить изученный материал через работу с документами, тестом.

Тип урока: урок формирование и совершенствование знаний.

Новые слова урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание, Южная Греция, п-ов Пелопоннес.

Учебные пособия: карта «Древняя Греция».

План урока

1. Местоположение Спарты.
2. Состав насаления.
3. Спарта – военный лагерь.
4. Спартанское воспитание.
5.Управление в Спартанском государстве.
6. Закрепление материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

А) работа по карточкам

1. О ком идет речь:

«Народ ждал, что он произведет полный раздел всего, знать же рассчитывала, что он сохранит прежний порядок или лишь немного его изменит»(о Солоне)

2. Что такое:

ареопаг –
архонты –

3. Вставь нужные слова:

«Законы …. заложили в Афинах основы ….. , что означает власть ….»

4. Допишите предложения:

а) Для решения государственных дел стали созывать ……….. .
б) Судьи выбирались из …… .

Б) фронтальный опрос

1. Почему Солона считали одним из семи мудрецов?
2. Солону принадлежит следующие высказывания:

Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы.
Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси её и сам.
Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное.
Как вы их понимаете?

III. Изучение нового материала.

а) рассказ учителя

Греция была небольшой страной, но на её территории образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными среди них были Афины. Другое государство находилось на другой стороне Греции, на полуострове Пелопоннес. О происхождении названия полуострова Пелопоннес греки сложили миф. Его нам расскажет заранее подготовленный ученик.

б) работа с картой

Найти на карте Южной Греции полуостров Пелопоннес, область Лакония и мы увидим город, подскажем мне…. (СПАРТА) Это тема нашего урока.

в) работа в тетрадях

Откроем тетради и запишем число, тему. На следующей строке запишем новые слова: полуостров Пелопоннес, область Лакония.

г) рассказ учителя

Постепенно спартанцы завоевали всю Лаконию и плодородную Мессению (новые слова пишем в тетрадь) Жителей этих стран они превратили в рабов, которых называли илотами. Всю землю они поделили между собой и заставили на ней работать илотов. Илоты были рабами, принадлежащими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения. Спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Например, они заставляли пить не разбавленное вино, а потом показывали молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству. Остальные жители Греции осуждали спартанцев за то, что они держали своих соплеменников в рабстве

Вся жизнь в Спарте была построена на военный лад. Даже воспитание спартанцев было посвящено одной цели: вырастить мужественного, отважного и сильного воина.

д) работа в учебнике

Прочитать п.3 стр.143 – 144, ответьте на вопросы:

– Что вам нравится и что не нравится в воспитании спартанцев?
– Что спартанцы больше всего ценили в человеке? Во всем ли вы с ними согласны?
– Почему спартанцы никогда не расставались с оружием?

е) рассказ учителя

У спартанцев существовал обычай – внезапно нападать на безоружных илотов и убивать самых сильных из них. В конце обучения молодым спартанцам устраивали «экзамен». Им не предлагали написать диктант или решить задачу по математике. Юноши вооружались короткими мечами и тайно покидали город. Незаметно ночью подбирались они к деревушкам, где жили илоты, врывались а хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьет нм одного илота, старики его засмеют: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

– Чем вызвана эта страшная жестокость? За что спартанские юноши убивали ни в чем не повинных илотов?

ж) рассказ учителя и работа на доске

Рассмотрим, каким было управление в Спартанском государстве. Законодателем в Спарте прослыл Ликург. Так же как и Солон в Афинах, он провел преобразования в области управления государством. Важнейшим государственным органом по законам Ликурга стала герусия – совет старейшин, обладавшей огромной и бесконтрольной властью. В совет входили самые достойные граждане. Они участвовали в заседаниях пожизненно. В течение всей истории Спарты совет старейшин сохранил свой аристократический характер.

Народное собрание собиралось у реки Эврот. В нем принимали участие мужчины – спартанцы. Народу предлагались те или иные решения. Никому не разрешалось высказывать свое мнение. Выслушав краткую речь, народ криком одобрял или отвергал внесенное предложения.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству. Цари входили в совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.

Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы управления. Это привело что, в 6 – м веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

з) закрепление пройденного на уроке.

– Где находилась Древняя Спарта?
– Что особенного было в общественном устройстве Спартанского государства?
– Как вы понимаете слово «лаконичная»?
– В сильном классе может остаться время на разбор следующего задания: сравнить образ жизни Афинского полиса со спартанским образом жизни.

IV. Домашнее задание

п. 33, работа в тетради.

Список литературы:

  1. Учебник История древних веков А.А. Вигасин Г.И. Годер.
  2. Поурочные планы О.А. Северина.
  3. Рабочая тетрадь по истории древних веков. Г.И. Годер.