Цель:
- Повторить изученное по теме «Глухая пора листопада», выявить уровень усвоения знаний учащихся;
- Развитие устной и письменной речи учащихся, образного мышления;
- Воспитание любви к родному краю, к родному городу.
Оборудование: Иллюстрации осенних пейзажей, фотографии города, проектор.
Тип урока: урок-монтаж.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Вот и подошли к концу наши уроки, посвященные осени. И сегодня мы поговорим об осени в нашем городе, послушаем стихи татарских поэтов. Давайте закроем глаза и представим осенний Мамадыш. Как красив и наряден наш город осенней порой!
Расскажите, какие картинки увидели, поделитесь впечатлением.
2. Монтаж
А как приходит осень? Мало кто знает. Давайте послушаем стихи Рустама Мингалимова «Осень идет».
1 ученик:
Дни еще теплые-теплые.
Август.
Ясны небеса.
Сквозь лепетанье тополя
чьи-то слышны голоса.
Кто-то в березовой роще
шепчется:
«Осень идет…»
Кто-то в осинах бормочет:
«Скоро уже …
Вот-вот…»
Ветер в листве затихает,
Все же
Слышны голоса.
2 ученик:
Может быть, ежик
Вздыхает?
Может,
Взгрустнула лиса?
Что-то мелькнуло рыжее.
Прячется кто-то в лесу.
Слышу
Все ближе и ближе:
«Осень уже на носу…»
…Нет, не лиса,
а сами
осины шепчут листвой
сонными голосами,
А голоса – с желтизной.
А теперь посмотрим на пейзажи нашей выставки. Показ слайдов. (Приложение 1) Что на них изображено? Какое настроение царит в осеннем лесу, в поле, на улицах города? Послушайте, ребята, какое стихотворение об осеннем грустном настроении написала Резеда Валеева.
3 ученик:
Тихо на голых полях,
Пусто и грустно чуть-чуть.
Пусть отдыхает земля:
Надо ей отдохнуть.
Тихо в промокшем лесу,
Пусто и грустно чуть-чуть.
Хочется лесу уснуть:
Надо ему отдохнуть.
В школе стоит тишина,
Но не печалятся тут.
Просто для дела нужна:
В школе уроки идут.
А сейчас давайте придумаем красивые названия для осени.
Очень интересные названия вы придумали, а вот скажите, почему осень часто называют золотой порой?
Правильно, потому что листья на деревьях становятся желтыми. Вот как об этом пишет Джават Тарджеманов в стихотворении «Золотые листья».
4 ученик:
В воздухе мелькает что-то,
Мотыльки – не мотыльки:
Пестрота и позолота,
Треугольники, кружки!..
Это листья опадают,
С дуба, с клена к нам летят,
Прямо в руки попадают,
Словно сами к нам хотят.
Эти листья будем снова
Мы разглядывать зимой:
- Ну-ка, с дерева какого
Этот листик вырезной?..
– А теперь мы с вами попробуем отгадать загадку, кто поджег рябину в стихотворении Марзии Файзуллиной «Рябина».
5 ученик:
На дворе
Гроза гремела,
Ливень лил как из ведра.
А рябина
Все горела
Ярче жаркого костра.
Ветер дул, Шумел и злился,
Изо всех старался сил, -
Но рябину,
Как ни бился,
Все равно не погасил.
С ветки
Ягодка упала…
Я ее в ладонь взяла:
Огоньком
Она пылала,
Но руки не обожгла!
Осень – не только красивая пора, но и трудовая, ведь осенью нужно подготовиться к долгой и холодной зиме. Как в нашем городе готовятся к зиме? А что вы можете заготовить осенью к зиме?
Правильно, грибы!
6 ученик: Марзия Файзуллина «Грибы»
С корзинкой иду
По тропинке лесной.
Грибы словно в прятки
Играют со мной.
Но в этой игре
Хорошо я вожу:
Их даже в траве
Все равно нахожу.
Но если же мне
Мухомор попадется,
То места в корзинке
Ему ненайдется!
3. Итог урока
Вот как много мы узнали об осени сегодня на уроке. Теперь давайте еще раз закроем глаза и представим осень в нашем городе. Сейчас ваши картинки станут ярче и красочнее.
В заключение урока послушаем еще одно стихотворение:
7 ученик: Ахмет Ерикей «Осень».
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхал веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края…
Мы с тобою славно
Лето провели:
В лагере мы были,
Плавали, гребли.
Наступила осень,
И нас ждут опять
Дорогая школа,
Книга и тетрадь.
Много знаний в школе
Каждый наберет,
Как пчела из розы
Набирает мед.
Кто сказал, что надо
Осенью скучать?
Здравствуй, наша школа,
Книга и тетрадь!
4. Домашнее задание
Я думаю, что домашнее задание покажется вам легким. Дома представьте еще раз осень и напишите сочинение на тему «Осень в моем городе».