Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух.
Аудирование является очень сложным видом речевой деятельности. Восприятие иностранной речи на слух представляет трудность для учащихся, хотя большинство слов, которые они слышат им знакомо из обучения чтению. Поэтому необходима система упражнений для обучения учащихся аудированию.
Система упражнений – это организация взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых трудностей в различных видах речевой деятельности. Основными компонентами являются упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования и формирования навыков и умений.
В методике различают две подсистемы:
- подготовительные;
- речевые.
Подсистема подготовительных упражнений является основой и средством для аудирования. Цель подготовительных упражнений заключается в том, чтобы предварительно (до слушания текста) снять лингвистические трудности и сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.
Требования, предъявляемые к подсистеме упражнений:
1) постепенное увеличение языковых сложностей;
2) концентрация внимания на одной сложности или на группе аналогичных сложностей;
3) сочетание в упражнениях известного и неизвестного материала;
Виды подготовительных упражнений:
1. прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком…
2. прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение;
3.прослушайте ряд речевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которых они могут употребляться;
4. прослушайте с фонограммы (в предъявлении учителя) текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста и др.
Речевые упражнения – это упражнения ,направленные на осмысление содержания воспринимаемой речи и на преодоление трудностей, связанных с восприятием, без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией и темой.
Виды речевых упражнений:
1. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.
2. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании.
3. Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.
4. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.
5. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
6. Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями.
7. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.
Многие тексты для аудирования обладают высокой информативностью и значительным воспитательным потенциалом, что позволяет эффективно использовать их на уроке. Поэтому, необходимо научиться выбирать нужные материалы из большого потока информации, и адаптировать отобранные тексты в соответствии уровнем языковой подготовки школьников.
Этапы работы при подготовке иноязычного текста для аудирования.
1. При подборе текстов для аудирования необходимо учитывать наличие в них сведений, имеющих познавательную ценность, наличие в текстах уже известной учащимися информации, которая может служить опорой при аудировании или дает возможность создать такую опору, соответствие языковых трудностей текстов уровню подготовки учащихся, воспитательную ценность текстов, их мировоззренческий потенциал.
2. При анализе смысловой структуры текста необходимо решать, какие отрезки текста важны для его понимания, являются ценными в познавательном и воспитательном планах, доступны для учащихся.
3. Облегчить восприятие текста, создать в нем опоры на информацию, знакомую слушателям.
4. Работать с языковым материалом текста, выявляя незнакомый для учащихся лексический и грамматический материал, какие новые слова и грамматические явления нужно опустить, заменить или оставить. Важно при этом оставить для предъявления слушателям минимум незнакомого лексического и грамматического материала, без которого текст невозможно понять.
5. Для того, чтобы облегчить восприятие прослушиваемого текста нужно максимально использовать зрительную наглядность.
6. Ответы учащихся на вопросы к тексту являются наиболее надежным способом проверки правильности понимания прослушанного текста.