Цели: расширить знания учащихся о русских писателях и поэтах, побудить интерес к их творчеству, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений перед публикой, инсценировка басен, воспитать уважение к русской литературе и искусству
Ведущий. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Русский язык — один из богатейших языков мира. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку (слайд 1 (см. презентацию)).
Русский язык!
Ты светоч и звон,
Ты цветенье народа,
Ты в бурях кровавых столетний возник,
В тебе — справедливость, протест и свобода,
О громкий, могучий, великий язык! (слайд 2)
Замечательный писатель А. Н. Толстой, восторгаясь богатством языка, писал: “Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью... Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара”. В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. У нас сегодня литературное мероприятие, в котором участвуют ученики 5-9-х классов. Начинаем первый этап (слайд 3)
В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным, умным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен!
Иван Андреевич Крылов — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее (слайд 4)
В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
А теперь я хочу вам задать несколько вопросов, чтобы проверить, знаете ли вы басни.
Игра со зрителями. №1
- Кто так говорил: "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило. (Стрекоза)
- Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна)
- Она осталась без обеда благодаря своей глупости? (Ворона)
- Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись? (Рак)
- Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон)
Кто так говорил: “"Пусть сохнет,
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею". (Свинья)
Сейчас слово предоставляется ученикам 5 класса Инсценирование басен И.А.Крылова
Басни не только читают, они нашли отражение и в искусстве. Сейчас мы посмотрим инсценировку басен И.А.Крылова в исполнении ребят.
(Выступление классов с инсценировкой басен: 5-й класс – "Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”)
Музыкальная пауза. Песня “Улыбка”– ученик 6 класса Шарафутдинов Фирдус.
Выступление учеников 6-го класса – Инсценировка басни “Мартышка и очки”, “Обезьяна и зеркало”.
Музыкальная пауза. Танцуют ученицы 5 класса. “Тополёк”.
Выступление учеников 7-го класса – инсценировка басни “Квартет”
– Ребята, какая инсценировка вам больше понравилась?
– Удалось ли артистам передать характер героев?
Ведущий. Продолжаем наше мероприятие. Вы все прекрасно знаете, что пословицами называют краткое , законченное изречение обобщающего характера. Это поучительное жизненное наблюдение, применимое к различным жизненным ситуациям. Объявляю игру со зрителями.
Игра № 2 – "Пословицы шутят".
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
-Два сапога – тара. (Пара)
– Ус – хорошо, а два – лучше. (Ум.)
– Голод – не щетка. (Не тетка.)
– Один в золе не воин. (В поле.)
– Трус своей лени боится. (Тени.)
– Жди у горя погоды.
– У моря.
– Трус кормит, а лень портит. (Труд)
– Нашла коза на камень. ( Коса)
– Купить кита в мешке. ( Кота)
– От бобра бобра не ищут. (От добра.)
– Крутится, как булка в колесе. ( Как белка)
– Не делай из муки слона. ( Из мухи)
– В здоровом теле здоровый пух. (Здоровый дух)
– Не зная броду, не суйся в моду. ( В воду)
2 этап.
Ведущий. По словам М.А.Горького “Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты – умы и сердца истинных художников”.
Музыкальный номер. Песня “Школа” – ученица 11-го класса Ахметзянова Эндже
Второй этап нашего праздника посвящён чтению наизусть стихотворений наших великих поэтов.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать...
А. С. Пушкин
– Слово предоставляется учащимся 8 класса (Соревнуются ученики 8 класса)
Игра со зрителями № 3
Ведущий. Назовите героев, о которых идет речь, название книги и ее автора.
– С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
– Буратино. "Золотой ключик, или Приключения Буратино", А.Н. Толстой.
– Сейчас потолкуем о книжке другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
– "Сказка о рыбаке и рыбке". А.С. Пушкин.
– Вышел дедка в огород.
Видит – чудо там растет:
Кругло, а не мячик,
Желто, а не солнце,
С хвостом, а не мышь...
И никак не вытащишь.
Кто помог ему в беде?
И в какой то сказке, где?
– Русская народная сказка "Репка".
– При честном при всем народе
Едет печка по дороге.
Кто на печке той сидит –
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки?
– Емеля. "По щучьему веленью". Русская народная сказка.
– Вот что сказка говорит:
В чаще леса дом стоит.
В чистой комнатке лесной
Вместо бабушки больной
Страшный зверь лежит в подушках,
Поджидает он девчушку.
Бабку он уж проглотил...
Кто же зверя победил?..
И в какой все это сказке?
– Волк, охотники, "Красная Шапочка". Шарль Перро.
Ведущий. Молодцы. Продолжаем конкурс чтецов. Выступление учащихся 9 класса
Музыкальная пауза. Песня из мультфильма “ Ну погоди!” Исполняют– ученица 10класса Яруллина Гелюса и звр Шарафутдинова Г.
Конкурс № 4 “Самый смышленый”
- Знаменитая растеряха хрустальных башмачков (Золушка)
- Место массового приобщения к гигиене. (Баня)
- Рыбьи яйца. (Икра)
- Вечный враг кота. (Пёс)
- Место для катания на коньках. (Каток)
- Хлебобулочное изделие, сбежавшее от дедушки с бабушкой. (Колобок)
- Компания овец. (Стадо)
- Ласковое прозвище коровы. (Бурёнка)
- Что останется, если снять с Кощея Бессмертного доспехи? (Скелет)
- Путеводитель для поиска кладов. (Карта)
- Обычно в одно входит, из другого вылетает. (Ухо)
- Новогоднее дерево? (Ёлка)
- 45 минут мучений (Урок)
- Имя няни А.С.Пушкина (Арина)
- Зверь, который гуляет сам по себе? (Кошка)
- Мясной продукт в виде батона? (Колбаса)
- Рыбной суп? (Уха)
- Похожа на пчелу, но мёда не приносит. (Оса)
- Дорога через реку. (Мост)
- Взрослый Маугли, герой фильмов и книг. (Тарзан)
Итак, наше мероприятие подходит к концу. Жюри подсчитает баллы, итоги будут подведены на линейке.
Завершая нашу встречу , я хочу вам прочитать произведение В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. – Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня моё письмо никто не разберёт.
Итак, ребята, спасибо вам за активное участие. Мы желаем вам успехов в учёбе, хороших оценок и красивого почерка. Любите русский язык, изучайте его. Знайте, всё в ваших руках!
Музыкальный номер. “ Пусть всегда будет солнце! ”
Музыкальное сопровождение:
Караоке: "Песня зайца и волка".
Использованная литература.
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2009. - 224 с.
- Олимпиадные задания по русскому языку.9-11 классы. – Вып.2 / авт.-сост. Л.В.Черепанова, Н.Я.Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 180с.
- Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки . – Вып. 3. / Авт. – сост. В.Н.Щербакова, Н.Н.Солдатенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
- Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки . – Вып. 4. / Под ред. В.Н.Щербаковой, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.