Литературный вечер

Разделы: Внеклассная работа


Цели: расширить знания учащихся о русских писателях и поэтах, побудить интерес к их творчеству, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений перед публикой, инсценировка басен, воспитать уважение к русской литературе и искусству

Ведущий. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Русский язык — один из богатейших языков мира. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку (слайд 1 (см. презентацию)).

Русский язык!
Ты светоч и звон,
Ты цветенье народа,
Ты в бурях кровавых столетний возник,
В тебе — справедливость, протест и свобода,
О громкий, могучий, великий язык! (слайд 2)

Замечательный писатель А. Н. Толстой, восторгаясь богатством языка, писал: “Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью... Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара”. В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. У нас сегодня литературное мероприятие, в котором участвуют ученики 5-9-х классов. Начинаем первый этап (слайд 3)

В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным, умным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен!

Иван Андреевич Крылов — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее (слайд 4)

В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

А теперь я хочу вам задать несколько вопросов, чтобы проверить, знаете ли вы басни.

Игра со зрителями. №1

  1. Кто так говорил: "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило. (Стрекоза)
  2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна)
  3. Она осталась без обеда благодаря своей глупости? (Ворона)
  4. Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись? (Рак)
  5. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон)

Кто так говорил: “"Пусть сохнет,
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею". (Свинья)

Сейчас слово предоставляется ученикам 5 класса Инсценирование басен И.А.Крылова

Басни не только читают, они нашли отражение и в искусстве. Сейчас мы посмотрим инсценировку басен И.А.Крылова в исполнении ребят.

(Выступление классов с инсценировкой басен: 5-й класс – "Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”)

 

 

Музыкальная пауза. Песня “Улыбка”– ученик 6 класса Шарафутдинов Фирдус.

Выступление учеников 6-го класса – Инсценировка басни “Мартышка и очки”, “Обезьяна и зеркало”.

Музыкальная пауза. Танцуют ученицы 5 класса. “Тополёк”.

Выступление учеников 7-го класса – инсценировка басни “Квартет”

– Ребята, какая инсценировка вам больше понравилась?

– Удалось ли артистам передать характер героев?

Ведущий. Продолжаем наше мероприятие. Вы все прекрасно знаете, что пословицами называют краткое , законченное изречение обобщающего характера. Это поучительное жизненное наблюдение, применимое к различным жизненным ситуациям. Объявляю игру со зрителями.

Игра № 2 – "Пословицы шутят".

Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

-Два сапога – тара. (Пара)

Ус – хорошо, а два – лучше. (Ум.)

Голод – не щетка. (Не тетка.)

Один в золе не воин. (В поле.)

Трус своей лени боится. (Тени.)

Жди у горя погоды.

– У моря.

Трус кормит, а лень портит. (Труд)

Нашла коза на камень. ( Коса)

Купить кита в мешке. ( Кота)

От бобра бобра не ищут. (От добра.)

Крутится, как булка в колесе. ( Как белка)

Не делай из муки слона. ( Из мухи)

В здоровом теле здоровый пух. (Здоровый дух)

Не зная броду, не суйся в моду. ( В воду)

2 этап.

Ведущий. По словам М.А.Горького “Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты – умы и сердца истинных художников”.

Музыкальный номер. Песня “Школа” – ученица 11-го класса Ахметзянова Эндже

Второй этап нашего праздника посвящён чтению наизусть стихотворений наших великих поэтов.

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать...
А. С. Пушкин

– Слово предоставляется учащимся 8 класса (Соревнуются ученики 8 класса)

Игра со зрителями № 3

Ведущий. Назовите героев, о которых идет речь, название книги и ее автора.

– С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?

– Буратино. "Золотой ключик, или Приключения Буратино", А.Н. Толстой.

– Сейчас потолкуем о книжке другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.

– "Сказка о рыбаке и рыбке". А.С. Пушкин.

– Вышел дедка в огород.
Видит – чудо там растет:
Кругло, а не мячик,
Желто, а не солнце,
С хвостом, а не мышь...
И никак не вытащишь.
Кто помог ему в беде?
И в какой то сказке, где?

– Русская народная сказка "Репка".

– При честном при всем народе
Едет печка по дороге.
Кто на печке той сидит –
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки?

– Емеля. "По щучьему веленью". Русская народная сказка.

– Вот что сказка говорит:
В чаще леса дом стоит.
В чистой комнатке лесной
Вместо бабушки больной
Страшный зверь лежит в подушках,
Поджидает он девчушку.
Бабку он уж проглотил...
Кто же зверя победил?..
И в какой все это сказке?

– Волк, охотники, "Красная Шапочка". Шарль Перро.

Ведущий. Молодцы. Продолжаем конкурс чтецов. Выступление учащихся 9 класса

Музыкальная пауза. Песня из мультфильма “ Ну погоди!” Исполняют– ученица 10класса Яруллина Гелюса и звр Шарафутдинова Г.

Конкурс № 4 “Самый смышленый”

  1. Знаменитая растеряха хрустальных башмачков (Золушка)
  2. Место массового приобщения к гигиене. (Баня)
  3. Рыбьи яйца. (Икра)
  4. Вечный враг кота. (Пёс)
  5. Место для катания на коньках. (Каток)
  6. Хлебобулочное изделие, сбежавшее от дедушки с бабушкой. (Колобок)
  7. Компания овец. (Стадо)
  8. Ласковое прозвище коровы. (Бурёнка)
  9. Что останется, если снять с Кощея Бессмертного доспехи? (Скелет)
  10. Путеводитель для поиска кладов. (Карта)
  11. Обычно в одно входит, из другого вылетает. (Ухо)
  12. Новогоднее дерево? (Ёлка)
  13. 45 минут мучений (Урок)
  14. Имя няни А.С.Пушкина (Арина)
  15. Зверь, который гуляет сам по себе? (Кошка)
  16. Мясной продукт в виде батона? (Колбаса)
  17. Рыбной суп? (Уха)
  18. Похожа на пчелу, но мёда не приносит. (Оса)
  19. Дорога через реку. (Мост)
  20. Взрослый Маугли, герой фильмов и книг. (Тарзан)

Итак, наше мероприятие подходит к концу. Жюри подсчитает баллы, итоги будут подведены на линейке.

Завершая нашу встречу , я хочу вам прочитать произведение В.Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:

– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. – Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. Почерк у меня такой, трудись хоть целый год, Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Итак, ребята, спасибо вам за активное участие. Мы желаем вам успехов в учёбе, хороших оценок и красивого почерка. Любите русский язык, изучайте его. Знайте, всё в ваших руках!

Музыкальный номер. “ Пусть всегда будет солнце! ”

Музыкальное сопровождение:

Караоке: "Песня зайца и волка".

Караоке "От улыбки"

Использованная литература.

  1. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2009. - 224 с.
  2. Олимпиадные задания по русскому языку.9-11 классы. – Вып.2 / авт.-сост. Л.В.Черепанова, Н.Я.Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 180с.
  3. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки . – Вып. 3. / Авт. – сост. В.Н.Щербакова, Н.Н.Солдатенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
  4. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки . – Вып. 4. / Под ред. В.Н.Щербаковой, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 160 с.