Программное содержание: Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования на бумаге, развивать умения у малышей воплотить в рисунке характерные признаки зайчика, творчески дополнять изображение деталями, передавать цвет, пропорции между частями, воспитывать сочувствие, заботливое отношение к животным, желание рисовать и получать удовлетворение от выполненной работы.
Цели и задачи:
1. Воспитательная: прививать интеллектуальную культуру.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, глазомер, мышление.
3. Обучающая: научить ребенка создавать изображение при помощи ладошек и пальчиков, развивать фантазию, совершенствовать умение проводить рефлексивный анализ творческих работ детьми и воспитателем, учить формулировать на бумаге и словесно выражать свои эмоции и ощущения.
Предварительная работа: Рассматривание игрушечного зайчика, показ слайдов с изображением зайчиков, рассказывание о нем, отгадывание загадок.
Оборудование: альбомные листы, гуашевые краски, стакан с водой, игрушечный или нарисованный зайчик, слайды с изображением техники рисования зайчика ладошкой и пальчиками, аудио запись, проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход занятия
1.Организационный момент
Воспитатель: Ребята в прошлое воскресенье я гуляла в лесу и встретила там одну зверушку и теперь хочу загадать вам о ней загадки. Послушайте их и попробуйте отгадать.
Серые ушки в траве
На пушистой голове.
Притаился под сосной.
Угадай, кто он такой (зайчонок)
Летом-серенький
Зимой-беленький,
Имеет длинные ушки,
Притаился на опушке (заяц)
Молодцы! Я на самом деле встретила в лесу зайчика. Вот такого. (показывает слайды с изображением бегущего зайчика в лесу, на полянке) Что делает зайчик? (ответы детей) Как вы думаете, почему он бежит? (ответы детей) А вот мне зайчик сам рассказал, почему он так спешит - он ищет друзей, с которыми можно было бы поиграть. Давайте нарисуем зайчику друзей.
2. Рассматривание игрушечного зайчика: дети обводят пальчиками контур зайчика, уточняет название и расположение частей тела: уши, лапки, глаза, усы, рот.
3. Физкультминутка:
Воспитатель: ребята, давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку. (Дети выполняют движения за воспитателем под музыкальное сопровождение.)
Раз, два, три, четыре, пять (сгибают пальчики, показывают ладошку)
Вышел зайчик погулять, (ходьба на месте)
Вдруг охотник выбегает (бег на месте)
Прямо в зайчика стреляет
Пиф-паф, ой-ой-ой,
Убегает зайчик мой! (бег на месте)
Воспитатель: вот мы немного отдохнули, а теперь тихо сядем на свои места.
4. Демонстрация и объяснение приемов изображения: для нашего рисунка основу готовим следующим образом: часть рисунка, где будет травка, должна быть гораздо меньше, чем часть, где будет небо. Наносим краску соответствующего цвета и ждем, когда она подсохнет. Два отпечатка кулачка желтой краски, наложенные один на другой, основа для солнышка. Дорисуем еще лучиков отпечатком всего пальчика - пусть наше солнышко будет лучистым и ярким. Два отпечатка кулачка, оставленные рядом, - это голова и тело зайчика. Отпечатки больших пальцев – это лапы, отпечаток указательного – хвостик. Ушки получатся из отпечатков всего указательного пальчика, точно так же, как получились лучики солнышка. А чтобы зайчику не было скучно на лужайке, нарисуем много цветов. Воспитатель показывает слайды и закрепляет с детьми этапы выполнения работы:
1 этап: нанесение краски голубого и зеленого цвета для создания образа неба и травки (показ на слайдах);
2 этап: нанесение отпечатков желтого цвета указательным пальчиком для создания образа лучиков солнышка (показ на слайдах);
3 этап: нанесение отпечатков кулачков с желтой краской для создания образа солнышка (показ на слайдах);
4 этап: нанесение двух отпечатков кулачков коричневого цвета, оставленных рядом для создания образа головы и туловища зайчика (показ на слайдах)
5 этап: нанесение отпечатков коричневого цвета указательным пальчиком – ушки и хвостик зайчика, нанесение отпечатков коричневого цвета большим пальчиком – лапки зайчика.
4.Самостоятельная работа детей: Воспитатель следит за работой детей, правильно пользовались красками и салфеткой, поощряет их. Готовые рисунки дети несут зайчику. Он благодарит их
5.Итог занятия: Теперь у зайчика много друзей! А с друзьями всегда весело и не так страшно, как одному! Выставка детских работ.