Тема: ученик и учитель: взаимопонимание - взаимодействие - сотрудничество.
Цель:
Выявить признаки творчества и сотрудничества образовательного взаимодействия его субъектов и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.
Задачи:
Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы;
Сформировать у педагогов представление об учебном процессе как основе сотворчества педагога и учащегося;
Выявить признаки взаимопонимания - взаимодействия - сотрудничества образовательного пространства и вскрыть противоречия в практике школы по указанной позиции;
Разработать памятку для педагога “Как установить контакт с учащимися”.
Эпиграф
Как цветок поворачивается к солнцу, таки ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога.
В. Караковский
Ход заседания
- Психологический настрой: игра “Комплименты”
- Вступительное слово председателя методического объединения
- Теоретический ввод
Выбирается ведущий. Ведущий и игроки берут друг друга за руки, образуя круг. Ведущий по очереди обращается к игроками, которых держит за правую и левую руки с приветствием и каким-либо комплиментом. Комплименты могут быть разными. Игрок, стоящий по левую руку от ведущего, должен аналогичным образом поприветствовать своих “соседей”. Игра заканчивается, когда замыкается круг. В течение этой игры участники могут получить порцию нежности, ласки, заботы и внимания, которых не хватает в обыденной жизни.
Он обосновывает актуальность темы в контексте выявленных проблем и направлений стратегического развития школы, формулирует цель и задачи участников заседания по ее реализации, напоминает принятые ранее правила ведения открытой дискуссии и знакомит участников с регламентом.
Ведущий заседания акцентирует внимание участников о необходимости постепенного перевода педагогического процесса школы в методические условия сотрудничества. Потому что сотрудничество как система максимальной самостоятельности учащихся в зависимости от уровня развития у них учебных умений обеспечивает не только усвоение важнейшего материала по наукам и искусствам, но и воспитание творческих и нравственных качеств личности.
Далее излагаются основные принципы организации сотрудничества в школе:
- Организация демократических отношений между учителями, учениками и администрацией.
- Интенсификация педагогического процесса на уроках на основе принципов педагогики сотрудничества.
- Интенсификация воспитательной работы на основе принципов педагогики сотрудничества.
- Развитие у учащихся умений самообразования.
- Развитие у учащихся умений сомовоспитания.
После рассматриваются межличностные отношения учителя и учащихся как результат педагогического взаимодействия. Выделяются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися: устойчиво-положительные; неустойчиво-положительные; пассивно-положительные; пассивно-отрицательные; негативные. Формулируются условия, способствующие улучшению межличностных отношений педагога и учащихся, такие как:
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;
введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям;
использование учителем информации о структуре коллектива, о личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе;
организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;
оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах;
организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны;
учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций.
В формировании межличностных взаимоотношений решающую роль играет профессиональная культура учителя, его приверженность принципам педагогической этики. По своей природе межличностное общение является диалогическим. Э.И.Киршенбаум справедливо подчеркивал: “Для того, чтобы педагогическое общение порождало этическое, это общение должно быть безупречным по форме и глубоким по содержанию. Это возможно только в диалоге”.
- Просмотр видеоматериала “Андрей Рублев” (фильм Андрея Тарковского), “Хористы” (фильм Кристофа Барратье), “Воздух Парижа” (фильм Марселя Карне).
- Работа в микрогруппах.
Какими должны быть отношения между учителем и учеником в современной школе? Этот вопрос является абсолютно открытым: на него ни у кого нет готового, “правильного” ответа – ни у реформаторов системы российского образования, ни у родителей, ни у педагогов, ни у школьников. Даже если мы обратимся за подсказкой к любимым книгам или фильмам и постараемся выяснить НОРМУ или ИДЕАЛ, к которому следует стремиться, то и здесь мы не найдем однозначного ответа на поставленный вопрос. Разные режиссеры решают вопрос о норме по-разному – в зависимости от того, что каждый из них вкладывает в ИДЕЮ УЧЕНИЧЕСТВА и ИДЕЮ УЧИТЕЛЬСТВА.
Как вы думаете, может ли тип отношения между учителем и учеником, представленный в любом из этих фильмов, быть положен в основу современной школы? Или нет?
Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, не забудьте обосновать свой ответ, опираясь на соответствующие видеофрагменты.
1) В чем для вас состоит особенность того типа отношений между учителем и учеником, который представлен в каждом из указанных фильмов?
2) Может ли данный тип отношений быть положен в основу школы будущего?
Для домашнего чтения учителям предлагается прочитать книгу популярной французской писательницы Анны Гавальда “35 кило надежды”.
Вопросы для обсуждения:
- Какие педагогические условия должны быть созданы в современной школе для самообразования учащихся?
- Существуют ли проблемы организации самостоятельной работы учащихся в нашей школе? Если да, то какие?
- Как способствовать развитию самоконтроля воспитанников в учебно-воспитательной деятельности?
- Каковы основные принципы взаимопонимания - взаимодействия - сотрудничества в современном образовании?
- Сотрудничество на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в сотрудничестве?
Представление каждой микрогруппой выработанного мнения.
- Работа в группах: ответы на актуальные вопросы родителей, размещенных на различных форумах.
- Рефлексия “Стиль профессионального поведения”
- “Открытый микрофон” - обмен мнениями по теме заседания методического объединения и представленной информации.
(Приложение 2) Обобщение ответов на вопросы родителей, опубликованных на различных форумах.
Составление памятки для педагога “Как установить контакт с учащимися”.
Тест для учителей (см. приложение 3)
Ключ к тесту:
Суммируйте все отмеченные цифры (как со знаком плюс, так и со знаком минус). Высокие значения по шкале согласия свидетельствуют об авторитарном стиле руководства детьми, а низкие значения по шкале несогласия позволяют сделать вывод о демократическом стиле поведения педагога.