Педагогический совет по теме "Ученик и учитель: взаимопонимание – взаимодействие – сотрудничество"

Разделы: Администрирование школы


Тема: ученик и учитель: взаимопонимание - взаимодействие - сотрудничество.

Цель:

Выявить признаки творчества и сотрудничества образовательного взаимодействия его субъектов и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.

Задачи:

  • Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы;

  • Сформировать у педагогов представление об учебном процессе как основе сотворчества педагога и учащегося;

  • Выявить признаки взаимопонимания - взаимодействия - сотрудничества образовательного пространства и вскрыть противоречия в практике школы по указанной позиции;

  • Разработать памятку для педагога “Как установить контакт с учащимися”.

Эпиграф

Как цветок поворачивается к солнцу, таки ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога.

В. Караковский

Ход заседания

  1. Психологический настрой: игра “Комплименты”
  2. Выбирается ведущий. Ведущий и игроки берут друг друга за руки, образуя круг. Ведущий по очереди обращается к игроками, которых держит за правую и левую руки с приветствием и каким-либо комплиментом. Комплименты могут быть разными. Игрок, стоящий по левую руку от ведущего, должен аналогичным образом поприветствовать своих “соседей”. Игра заканчивается, когда замыкается круг. В течение этой игры участники могут получить порцию нежности, ласки, заботы и внимания, которых не хватает в обыденной жизни.

  3. Вступительное слово председателя методического объединения
  4. Он обосновывает актуальность темы в контексте выявленных проблем и направлений стратегического развития школы, формулирует цель и задачи участников заседания по ее реализации, напоминает принятые ранее правила ведения открытой дискуссии и знакомит участников с регламентом.

  5. Теоретический ввод

Ведущий заседания акцентирует внимание участников о необходимости постепенного перевода педагогического процесса школы в методические условия сотрудничества. Потому что сотрудничество как система максимальной самостоятельности учащихся в зависимости от уровня развития у них учебных умений обеспечивает не только усвоение важнейшего материала по наукам и искусствам, но и воспитание творческих и нравственных качеств личности.

Далее излагаются основные принципы организации сотрудничества в школе:

  1. Организация демократических отношений между учителями, учениками и администрацией.
  2. Интенсификация педагогического процесса на уроках на основе принципов педагогики сотрудничества.
  3. Интенсификация воспитательной работы на основе принципов педагогики сотрудничества.
  4. Развитие у учащихся умений самообразования.
  5. Развитие у учащихся умений сомовоспитания.

После рассматриваются межличностные отношения учителя и учащихся как результат педагогического взаимодействия. Выделяются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися: устойчиво-положительные; неустойчиво-положительные; пассивно-положительные; пассивно-отрицательные; негативные. Формулируются условия, способствующие улучшению межличностных отношений педагога и учащихся, такие как:

  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

  • создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;

  • введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям;

  • использование учителем информации о структуре коллектива, о личных качествах учеников, занимающих различное положение в классе;

  • организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающей общие эмоциональные переживания;

  • оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах;

  • организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнакомой стороны;

  • учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций.

В формировании межличностных взаимоотношений решающую роль играет профессиональная культура учителя, его приверженность принципам педагогической этики. По своей природе межличностное общение является диалогическим. Э.И.Киршенбаум справедливо подчеркивал: “Для того, чтобы педагогическое общение порождало этическое, это общение должно быть безупречным по форме и глубоким по содержанию. Это возможно только в диалоге”.

(Приложение 1)

  1. Просмотр видеоматериала “Андрей Рублев” (фильм Андрея Тарковского), “Хористы” (фильм Кристофа Барратье), “Воздух Парижа” (фильм Марселя Карне).
  2. Какими должны быть отношения между учителем и учеником в современной школе? Этот вопрос является абсолютно открытым: на него ни у кого нет готового, “правильного” ответа – ни у реформаторов системы российского образования, ни у родителей, ни у педагогов, ни у школьников. Даже если мы обратимся за подсказкой к любимым книгам или фильмам и постараемся выяснить НОРМУ или ИДЕАЛ, к которому следует стремиться, то и здесь мы не найдем однозначного ответа на поставленный вопрос. Разные режиссеры решают вопрос о норме по-разному – в зависимости от того, что каждый из них вкладывает в ИДЕЮ УЧЕНИЧЕСТВА и ИДЕЮ УЧИТЕЛЬСТВА.

    Как вы думаете, может ли тип отношения между учителем и учеником, представленный в любом из этих фильмов, быть положен в основу современной школы? Или нет?

    Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, не забудьте обосновать свой ответ, опираясь на соответствующие видеофрагменты.

    1) В чем для вас состоит особенность того типа отношений между учителем и учеником, который представлен в каждом из указанных фильмов?

    2) Может ли данный тип отношений быть положен в основу школы будущего?

    Для домашнего чтения учителям предлагается прочитать книгу популярной французской писательницы Анны Гавальда “35 кило надежды”.

  3. Работа в микрогруппах.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие педагогические условия должны быть созданы в современной школе для самообразования учащихся?
  • Существуют ли проблемы организации самостоятельной работы учащихся в нашей школе? Если да, то какие?
  • Как способствовать развитию самоконтроля воспитанников в учебно-воспитательной деятельности?
  • Каковы основные принципы взаимопонимания - взаимодействия - сотрудничества в современном образовании?
  • Сотрудничество на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в сотрудничестве?

Представление каждой микрогруппой выработанного мнения.

  1. Работа в группах: ответы на актуальные вопросы родителей, размещенных на различных форумах.
  2. (Приложение 2) Обобщение ответов на вопросы родителей, опубликованных на различных форумах.

    Составление памятки для педагога “Как установить контакт с учащимися”.

  3. Рефлексия “Стиль профессионального поведения”
  4. Тест для учителей (см. приложение 3)

    Ключ к тесту:

    Суммируйте все отмеченные цифры (как со знаком плюс, так и со знаком минус). Высокие значения по шкале согласия свидетельствуют об авторитарном стиле руководства детьми, а низкие значения по шкале несогласия позволяют сделать вывод о демократическом стиле поведения педагога.

  5. “Открытый микрофон” - обмен мнениями по теме заседания методического объединения и представленной информации.