Обобщение знаний об имени прилагательном

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающая: Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.

Развивающая: Развитие познавательных интересов, нравственных качеств личности.

Воспитательная: С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, способствовать сознательному усвоению материала. Проведение работы над повышением грамотной устной и письменной речи учащихся.

Тип урока: Урок-повторение.

Оборудование:

ТСО (компьютер, экран, проектор).

I. Оргмомент. (слайд 1 (приложение 1))

II. Актуализация знаний

1. Чистописание. А) Сс. Характеристика звуков. (слайд 2)

Б) расшифровать слово С I I I (снег), назвать орфограмму, письмо слова. (слайд 2)

В) запись однокоренных слов к слову снег-снеговик, снежный, снегирь, подснежник. Какое слово лишнее, почему? (слайд 2)

Г) Измените слово снежный по родам и по числам, составьте словосочетания. (слайд 3)

снежный ком м. р. ед. ч.

снежная горка ж. р. ед. ч.

снежное облако ср.. р. ед. ч.

снежные хлопья мн. ч.

2.Словарная работа. А) Игра “Пятое лишнее”. Найди лишнее слово: (слайд 4)

линейка- линия

овощи

скворец- скворушка

звонки- звонкий

волна- волны

б) Письмо словарных слов. Запиши отгадки загадок.

1. Название этого овоща произошло от латинского капуцин-голова.

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

3 .В России в прошлом веке ягоды этого растения считали овощем и называли “красное яблоко”.

4. Этот овощ употребляют только несозревшим, зелёным.

5. Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладони бусинки-дробинки.

6. А этот овощ завезли в Россию в 18 веке, теперь его называют вторым хлебом.

Капуста, морковь, помидор, огурец, горох, картофель. (проверка написания) (слайд 5)

III. Сообщение темы и цели урока. . Ребята, угадайте, о какой части речи говорится в этом четверостишии: (слайд 6)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Тема урока – “Обобщение знаний об имени прилагательном”. ( на экране). (слайд 1)

Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит отличную отметку. Я буду очень рада вашим хорошим ответам.

Итак, начинаем!

1. Закрепление пройденного материала.

Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.

1 ученик:

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

2 ученик:

Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме “милая”,
“Красивая”, “любимая”.
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде.
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные? (заполняем таблицу) (слайд 7)

2. Вспомните из математики, по каким признакам делятся предметы на группы (по форме, размеру, цвету, материалу, из которого изготовлен предмет). Предметы также можно различать по вкусу и запаху.

*Дописать имена прилагательные: (слайд 8)

небо (какое?) …………

синичка (какая?)……………

сахар (какой?)………………..

линейка (какая?)

мячи (какие?)…………….

(сладкий, деревянный, круглый, маленький, голубой) (заполняем таблицу) (слайд 9)

*Как проверить безударную гласную в окончании прилагательного?

3. .Выделение признаков (слайд 10)

Размер Форма Материал Запах Цвет Вкус

(заполняем таблицу)

4. Физкультминутка. (слайд 11)

5. Работа с текстом. (слайд 12)

*Дополни текст прилагательными.

Хороша _________ весна в лесу! Ярко светит __________солнце. ________

облака украшают _________ небо. Смолой запахли ________ почки. С пригорка зажурчал _________ ручеёк. Слышна _________ трель птиц.

( ранний, весенний, лёгкий, голубой, душистый, говорливый, чудесный)

*Обозначь орфограмму безударная гласная в окончании прилагательного.

*Разбери два прилагательных как части речи: (слайд 13)

Ранняя(весна),какая?, ранний н.ф., прил., ед. ч., ж. р.

Лёгкие (облака) ),какие?, лёгкий н.ф., прил., мн. ч. (заполняем таблицу) (слайд 14)

6. Упражнение в точном употреблении прилагательных (слайд 15)

Снег

зимний

весенний

последний

искристый

мокрый

колючий

свежевыпавший

серебристо- белый

грязный

первый

пушистый

рыхлый

серый

*Распределите прилагательные по группам.

* Назовите сложные слова. Почему они пишутся по разному?

*Назовите прилагательные-синонимы (грязный, серый)

*Назовите прилагательные-антонимы (последний, первый)

IV. Итог урока.

Обобщение знаний об имени прилагательном. (слайд 16)

V. Благодарность Профессора Всезнайкина (слайд 17). Выставление оценок.